24 часа в Ле-Мане

24 часа в Ле-Мане

Текст и фото Владимир Головин.

В июне в Ле-Мане прошёл предъюбилейный, 79-й по счёту 24-часовой марафон. Он запомнился болельщикам упорнейшей борьбой (до последней секунды) между заводскими командами «Пежо» и «Ауди» и вошёл в историю, как один из самых драматичных.

Ле-Ман расположен в двухстах пятидесяти километрах к западу от Парижа. Этот небольшой старинный французский город получил мировую известность благодаря ежегодной автомобильной гонке на выносливость 24 часа Ле-Мана. Соревнования традиционно проводятся в середине июня и уже за неделю до старта со всей Европы сюда начинают стекаться поклонники этого уникального мероприятия. В небольшой по европейским меркам городок с населением в 150 тысяч жителей собирается многочисленная армия болельщиков, своей численностью значительно превосходящая местное население. Заполненными оказываются все отели не только в самом Ле-Мане, но и в его окрестностях. Отели начинают бронировать за 3—4 месяца до начала гонки и перед её началом свободных мест уже не найти в радиусе 70 километров. Вокруг трассы вырастают многочисленные палаточные городки. Рядом с обычной палаткой нередко можно увидеть какой-нибудь раритетный авто вроде Ягуара или Порше полувекового возраста. В этом году посмотреть соревнования приехало 249 500 зрителей. Нас, журналистов, приехавших освещать соревнования, разместили в другом городке, Лавале, расположенным в 70-ти километрах к западу от Ле-Мана.

Традиционное расписание гоночной недели таково: понедельник и вторник — регистрация участников. Среда и четверг — по две квалификационные сессии — утренняя с 7 до 9 часов и ночная с 22 до 00 часов. В пятницу для гонщиков день отдыха, вечером — красочный парад открытия в центре города. И, наконец, с 15 часов субботы до 15 воскресенья — сама гонка.

Немного истории

Первая гонка в Ле-Мане состоялась в мае 1923 года, следующие старты традиционно стали проводиться в июне каждого года. Соревнования не проводилась только в 1936 году из-за всеобщей забастовки и в период Второй мировой войны (1940—1948 годы). Именно в Ле-Мане на награждении победителей в 1967 году было дано начало традиции поливать друг друга шампанским. Тогда гонку на новом Ford GT40 выиграли Д. Герни и А.Фойт (A.J.Foyt). Это была первая победа Форда в истории Ле-Мана. Когда Дэну Герни вручили на подиуме бутылку шампанского, то он полил им всех вокруг и в первую очередь самого Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, их жён, а также попавшихся под руку журналистов, предсказывавших перед стартом проигрыш команде. Эта традиция продолжает соблюдаться и по сей день, начиная со всевозможных ралли и до Формулы 1.

Самой успешной маркой в истории Ле-Мана является Porsche. Немецкие машины побеждали здесь 16 раз, включая серию из семи побед подряд — с 1981 по 1987 год. Следом за Porsche идёт Ferrari с девятью триумфами. Итальянцы также могут похвастать продолжительной победной серией (1960—1965 гг.). Самой захватывающей дуэлью 60-х годов прошлого века было противостояние команд Ford''а и Ferrari. Единственной японской маркой, которая побеждала в 24-часовой гонке, была Mazda. Её болид 787В с 700-сильным роторным двигателем пришел к финишу первым ровно двадцать лет назад — в 1991 году. Восемь лет спустя совсем немного не хватило до победы Тойоте, но взрыв левой задней покрышки в последний час гонки помешал прототипу из Японии занять первое место.

В 2006 году в соревновании впервые победил автомобиль, оснащённый дизельным двигателем. Экипаж команды Audi в составе Франка Билы, Эмануэле Пирро и Марко Вернера лидировал начиная с третьего часа гонки и финишировал первым. В 2009 году в лидеры вырвалась команда Peugeot. Два обновлённых болида Peugeot 908, также оснащённых дизельными двигателями, заняли первое и второе места, опередив самую быструю Audi R15 на 6 кругов. Звёздный экипаж

Через год из-за технических неполадок ни один из заводской команды Peugeot не добрался до финиша и опять гонщики Audi заняли места на подиуме. Естественно, к предстоящему старту 2011 года французская команда готовилась особенно тщательно, планируя взять у Audi реванш.

Особенности гонки

Ле-Ман 24 часа — это уникальная гонка. Изначально она задумывалась как испытание на надёжность всех узлов и агрегатов. Конструкторы должны были создавать не только наиболее быстрые, но и самые надёжные машины. Кроме того, такое испытание способствовало развитию топливосберегающих технологий. В гонке принимает участие немногим более полусотни суперкаров, стартующих одновременно. Победителем становится тот экипаж, машина которого прошла за 24 часа наибольшее расстояние. Болиды несутся в течение суток днём и ночью на максимальных режимах, останавливаясь только для заправки топливом, смены покрышек и гонщика. За сутки участники гонки покрывают расстояние более 5000 км. Это больше, чем суммарная протяженность всех этапов Формулы-1 за целый год. Самые мощные болиды в Ле-Мане способны на прямых участках разгоняться до 330 км/ч и более и проходить повороты на 260 км/ч. Средняя же скорость в гонке получается тоже выше, чем в Формуле-1, — около 220 км/ч. По правилам гонка Формулы-1 не может длиться более 2-х часов, а покрываемое за это время болидами расстояние составляет 305 км.

Длина замкнутой трассы Сартэ в Ле-Мане составляет 13,65 км и значительная её часть проложена по дорогам общего пользования, ведущие из Ле-Мана в окрестные деревушки Арнаж и Мюльсанн. Качество покрытия далеко от идеального, и это не только вызывает ускоренный износ шин, но и требует от гонщиков особого мастерства. Самая известная часть трассы — длинная прямая, часть дороги Route Nationale 138, известная под названием Ligne Droite des Hunaudi?res, или на английский манер — Mulsanne Straight (прямая Мульсанн). В первоначальной конфигурации длина прямой составляла пять с половиной километров, но в 1990 году она была разделена двумя шиканами для снижения максимальной скорости на этом участке. Это и не удивительно, так как болиды основной группы развивали на ней скорости, близкие к 400 км/ч, а в 1988 году автомобиль WM P87 на этом участке показал скорость 405 км/ч. Правда, гонщики остались недовольны этими изменениями — теперь вместо отдыха при движении по прямой им приходится за время гонки делать на 3000 переключений передач больше. Интересно, что по техническим требованиям Ле-Мана пилот должен переключать передачи вручную и без помощи электроники.

Гонка проходит одновременно во всех классах. Результаты гонки определяются как в абсолютном зачёте, так и в каждом классе отдельно. Состав классов изменялся за годы существования гонки, в настоящее время существуют четыре класса. Ле-Мановские спорт-прототипы (Le Mans Prototypes) — LMP1 и LMP2, различные по скорости, весу и мощности. Следующие два класса — Гранд-Туризмо (Grand Touring, GT), также разделённые по скорости, весу и мощности на GT1 и GT2. Хотя возможностей для победы больше у болидов класса LMP1, случалось, что представители более слабых классов побеждали в общем зачёте благодаря своей надёжности. С 2014 года планируется ввести ограничения по использованию топлива и шин. Всё это направлено на заботу об окружающей среде. В качестве цели установлено прохождение 5000 км на 1500 литрах в бензиновом эквиваленте. В 1990 году прототипы тратили 2550 литров такую дистанцию. Самой экономичной машине в сезоне 2010 года потребовалось 1876 литров. Одновременно снижается и количество сменных комплектов шин. В 2010 году некоторые команды использовали всего 11 комплектов против 19 в сезоне 2008 года.

Начало

Перед началом гонки после автомобилей безопасности на трассу выпустили победителя Ле-Мана 1991 года. Два круга по трассе сделала Мазда 787В с 700-сильным роторным двигателем. Двадцать лет назад этот автомобиль стал первым и до сих пор единственным японским автомобилем, победившим в этом соревновании. Легендарная машина вновь выехала на лемановскую трассу, чтобы отметить годовщину победы.

Сеита Канаи (Seita Kanai), директор и исполнительный вице-президент Mazda Motor Corporation отметил: «В 1991 году команда Mazda была очень близка к поражению, соперничая с Mercedes и Jaguar. Та победа стала воплощением лозунга Mazda — «никогда не сдавайся!». Мы счастливы, что можем сейчас снова насладиться этим автомобилем вместе с нашими сотрудниками и многочисленными фанатами со всего мира».

В этом году гонка в Ле-Мане стартовала накануне квалификации Формулы 1 в Монреале и финишировала перед началом Гран-при Канады.

Данный в 15 часов старт начался с эффектной дуэли Франка Монтаньи на Peugeot 908 под номером 8 и шотландца Алана Мак-Ниша на Audi с цифрой 3 на борту.

Первые потери

Не прошло и часа после старта гонки, как произошла первая серьёзная авария. Алан Мак-Ниш на Audi № 3 зацепил при обгоне более медленный Ferrari 458 под номером 58 из команды Luxury Racing и потерпел аварию, вылетев с трассы. Ауди R18 потеряла управление и болид на большой скорости врезался в заграждение из шин. Внушительного размера обломки и колесо перелетели через рельс безопасности, за которым стояли фотографы и маршалы гонки. К счастью никто не пострадал,а пилот сам выбрался из кокпита болида. Таким образом, из борьбы выбыл один из фаворитов гонки, а команда Ауди потеряла один из трёх своих болидов.

В соответствии с требованиями безопасности до устранения повреждения защитного барьера на трассу была выпущена машина безопасности, которая провела на ней 45 минут. Пока пелетон ехал за ней, пилоты команды Peugeot Франк Монтаньи (№ 8), Александр Вурц (№ 7) и Себастьян Бурдэ (№9) шли друг за другом на 3-м, 4-м и 5-м местах. Peugeot 908 под номером 8 потерял некоторое время, чтобы механики устранили проблему с тормозной системой.

После возобновления гонки Александр Вурц устремился вперёд и вырвался на второе место, а на 37-м круге австрийскому гонщику из французской команды удалось возглавить гонку. Во время напряженной борьбы между 5-ю лидерами команд Peugeot и Audi, которые все были на одном и том же круге, первое место постоянно переходило «из рук в руки».

Ночная авария

Ночью в 22:41 произошла вторая, ещё более страшная авария. Болид Audi R18 №1 под управлением Майка Роккенфеллера на повороте «Индианаполис» обгонял Феррари турингового класса. Феррари вдруг сместилась в сторону Ауди и болид, потеряв управление, на громадной скорости врезался в защитный барьер. Автомобиль был полностью разрушен. К месту аварии прибыли медицинские автомобили, но, к счастью, и гонщик смог самостоятельно выбраться из машины, после чего был доставлен в госпиталь. Машина безопасности оставалась на трассе долгих два с половиной часа, пока приводили в порядок пострадавшие в ходе аварии защитные барьеры.

Теперь на трассе остался единственный экипаж Audi № 2 под управлением Фесслерера, Трелье и Лотерера. И он продолжал лидировать. Около 11 часов утра начался дождь, который ещё усилился за два часа до финиша. В это время Эммануэль Коллар разбил болид № 16 команды Pescarolo Team, шедший пятым в общем зачёте и первым среди бензиновых двигателей.

За час до финиша

В отличие от предыдущих гонок, когда дизельный двигатель Audi позволял делать остановки для дозаправки реже, чем Peugeot, на Ле-Мане 2011 наблюдалась обратная ситуация. Время проведённое на 28-ми пит-стопах болидом Audi № 2 оказалось меньшим на 40 секунд, чем время 25 пит-стопов у Peugeot. В целом болиды Audi преодолевали круг несколько быстрее своих конкурентов, что позволяло им оставаться впереди. Правильный выбор покрышек инженерами Peugeot Sport позволил Симону Пажено сократить расстояние до Андрэ Лоттерера до 30 секунд. Финал гонки должен был стать схваткой один на один между двумя пилотами. В 14:24 оба болида отправились на последний пит-стоп в одно и то же время. Пажено не стал менять старые покрышки Michelin, в то время как Лоттерер предпочел поставить новый комплект резины. При выезде с пит-лейна разрыв между двумя лидерами составлял менее десяти секунд! Пользуясь преимуществом свежего комплекта покрышек в полной мере, Лоттерер продолжал понемногу отрываться от преследователей и финишировал первым.

Тройка 908-ых пришла к финишу на втором (№ 9), третьем (№ 8) и четвертом (№ 7) местах. Болид Peugeot 908 HDi FAP команды Oreca замкнул пятерку лидеров этой самой напряженной гонки в истории. Благодаря двойным очкам, идущим в зачет серии ILMC, гонка «24 часа Ле-Мана» позволила Peugeot укрепить свои лидерские позиции в зачете конструкторов. В этом году Peugeot не повторили ошибок прошлого сезона, когда они сделали исключительную ставку на скорость, без учёта показателей надёжности, что закончилось сходом всех экипажей французского концерна. На этот раз все три заводских 908-х пересекли линию финиша. Но все они остались позади Ауди под управлением экипажа в составе Марселя Фесслера, Андре Лоттерера и Бенуа Трелуйе. Лидеры шли очень плотно — на финише их разделяло только 13,8 секунды. Андре Лоттерера довёл таки свой болид до победы. Ничего не смог поделать ни Симон Пажено, ни экипаж талантливого Себастьяна Бурдэ с Педро Лами, котрый стал вторым.

Итак, увлекательная гонка 2011 года завершилась, начинается подготовка к юбилейной 80-й гонке.

Итоги гонки «24 часа Ле-Мана»:

  1. Audi R18 TDI (Фасслер, Лоттерер, Трелье) 355 кругов за 24 ч 02''21"525
  2. Peugeot 908 №9 (Лами, Бурдэ, Пажено), +13"854
  3. Peugeot 908 №8 (Сарразен, Монтаньи, Минасьян), +2 круга
  4. Peugeot 908 №7 (Дэвидсон, Жене, Вурц), +4 круга
  5. Peugeot 908 HDi FAP Oreca, (Лапьер, Дюваль, Пани) +16 кругов
  6. Lola Toyota (Джани, Прост, Блекемолен) +17 кругов
  7. Lola Aston Martin (Икс, Мартин, Лейндерс) + 27 кругов
  • 24 часа в Ле-Мане


Комментарии


Сравнение комплектаций