Там, где пехота — не пройдет

Chevrolet / Ford

«Форд-Эксплорер» дебютировал в 2001 году, сменив популярный вседорожник первого поколения, продержавшийся на конвейере целых одиннадцать лет. Полноприводный рамный автомобиль выпускается только с пятидверным кузовом (у предшественника была и трехдверная версия) в пяти- или семиместном варианте. Двигатели бензиновые V6 и V8 объемом, соответственно, 4,0 и 4,6 л, коробки передач пятиступенчатые — механическая и автоматическая. Стоимость тестового автомобиля в комплектации Limited с мотором 4,6 л и «автоматом» составляет $49,9 тыс.

Среднеразмерный «Шевроле-Трейлблейзер» впервые был показан в самом конце 2000 года. Пятиместный рамный автомобиль выпускается только с кузовом пятидверный универсал со стандартной или удлиненной базой и оснащается задним или полным приводом. Силовой агрегат — рядная бензиновая "шестерка", 4,2 л, агрегатированная с пятиступенчатой механической коробкой передач или с четырехступенчатым «автоматом». Стоимость тестового полноприводника в комплектации LTZ с автоматической коробкой передач составляет $48,8 тыс.

Помните хлесткое выражение из рекламных буклетов — «бескомпромиссный внедорожник»? Не обманывайтесь: так характеризуют и мирный полноприводный универсал, сверх обычного приподнятый над дорогой, и «профессиональный» вездеход. Разочаруем любителей красного словца: этому определению не соответствует даже танк. Любой автомобиль, вседорожник в особенности, — это набор компромиссных решений, призванных удовлетворить различные, порой противоречивые требования. Исходя из их весомости, каждый конструктор находит свой вариант компромисса. Сравним два решения одной и той же задачи — компактные, по американским меркам, вседорожники «Форд-Эксплорер» и «Шевроле-Трейлблейзер».

Традиции и эволюция

Североамериканский автомобильный рынок — самый большой в мире. На нем продается львиная доля вседорожников. Здесь они относятся к «тракам», то есть грузовикам, и, видимо, именно поэтому сохраняют приверженность рамной конструкции. Такую по наследству получили «Эксплорер» и «Трейлблейзер».

Впрочем, по американской классификации оба они принадлежат к категории SUV (Sport Utility Vehicle) — спортивно-утилитарных автомобилей, а потому некоторая эволюция в сторону асфальта вполне законна. Например, в конструкции подвесок: у первого «Эксплорера» и «Блейзера» спереди были двойные поперечные рычаги и торсионы, в качестве упругих элементов, а сзади — неразрезные балки на рессорах. В новых моделях появились более "легковые" решения: они улучшают комфорт и придают точность реакциям машины, но, увы, не столь живучи на бездорожье. Спереди — те же двойные рычаги, но теперь значительно разнесенные по высоте, и пружинно-амортизаторные стойки. Сзади прочно обосновались пружины: у "Форда" — на стойках в независимой многорычажной подвеске, у «Шевроле» — на неразрезной балке, подвешенной на пяти тягах.

8+5 ИЛИ 6+4?

Бензин в Северной Америке дешев, потому в литраже моторов и количестве цилиндров не стесняются, а экономичные дизели на многие модели не устанавливают вовсе. Для среднеразмерного пикапа или вседорожника нормой считается V-образная бензиновая «шестерка» или «восьмерка». На «Форде» современная интерпретация традиционного решения — новый алюминиевый мотор V8 объемом 4,6 л и мощностью 242 л.с. При регулярной замене фильтров и масла он потребует первого серьезного обслуживания лишь через 160 тыс. км. С двигателем сблокирована также новая пятиступенчатая автоматическая коробка передач, пробег которой до переборки — почти четверть миллиона километров. Динамике двухтонного «Эксплорера» с такой силовой установкой позавидуют многие легковые автомобили: до 100 км/ч за 9,8 с. Максимальная скорость для американской версии, которая побывала на тесте, ограничена 160 км/ч.

Мотор «Шевроле» создавался под девизом «Хорошая «шестерка» ничуть не хуже «восьмерки». И действительно, более легкий рядный двигатель «Вортек» объемом «всего» 4,2 л развивает 273 л.с., довольствуясь

«93-м» бензином, причем в умеренных количествах. Благодаря регулируемым фазам газораспределения не менее 90% максимального крутящего момента доступны в широком диапазоне 1600-5600 об/мин. Именно это позволяет двигателю вполне эффективно работать с обычным четырехступенчатым "автоматом", что уменьшает количество переключений и толчков при разгоне или срабатывании кик-дауна. Результат — ускорение до «сотни» за 9,6с и максимальная скорость 193 км/ч.

Круиз-контроль, поп-корн, кока-кола...

Говорят, что именно эти три вещи нужны американскому водителю для счастья. Если так, то ему наша пара полноприводников понравится — мягкие, просторные салоны, нафаршированные устройствами комфорта, как рождественский гусь с яблоками. Не останавливаясь на мелочах, отметим климатические установки с раздельным регулированием температуры справа и слева, память на две настройки сидений, шестидисковый чейнджер, фронтальные подушки безопасности, АБС, автоматическое включение фар, затемнение внутреннего зеркала. У «Шевроле» это великолепие дополнено омывателем фар, датчиком дождя, автоматическим затемнением также и наружных зеркал, парой боковых подушек, отдельным пультом управления аудиосистемой для задних пассажиров. Кроме настроек сиденья, «Трейлблейзер» запомнит настройки зеркал, климатической системы и любимые радиостанции. Есть даже встроенный цифровой магнитофон, для записи подсказок самому себе — например, маршрут поездки или нужный адрес. Зато у «Эксплорера» — продольная регулировка педального блока, а его светло-бежевый салон со вставками под дерево выглядит аккуратнее и богаче, чем невзрачный серый пластик «Трейлблейзера».

...и лошади!

В багажном отсеке «Эксплорера» можно установить складывающийся третий ряд сидений, а в пятой двери, по сути, сделана еще одна дверь поменьше. Однако главный груз располагается не в багажнике и даже не на крыше — в заднюю часть рам встроен фаркоп. Достаточно лишь вставить крюк в квадратное гнездо под бампером, как машина превращается в мощный тягач для каравана, прицепа с лошадьми или трейлера с катером. По большому счету, для этого-то и нужны могучие моторы и прочная рама, а гипотетические заезды по бездорожью — скорее, лишь благовидный предлог. Впрочем...

Назвался вездеходом — полезай в грязь!

Создатели «Эксплорера» постарались придать подвеске максимальную прочность — ее рычаги неправдоподобно массивны. В сочетании с большим просветом это позволяет безбоязненно штурмовать бездорожье — где не получается внатяг, можно попробовать с разгона, не особенно рискуя повредить подвеску или хотя бы прожать ее до упора. Задним пассажирам очень пригодятся шлемы — над самыми макушками у них крюки для одежды и плафон освещения. Жесткий характер машины проявляется и на асфальте: на выбоинах ощутимо потряхивает, иногда из-за этого приходится корректировать траекторию руля.

Шоссейное предназначение «Трейлблейзера» с головой выдает передний стабилизатор поперечной устойчивости гигантским диаметром 45 мм! На дороге машина совершенно не замечает ямок и трамвайных путей, мягкая подвеска глотает их без остатка, так что вскоре просто перестаешь притормаживать перед рытвинами или объезжать их. Но в какой-то момент возможностей подвески не хватает — тяжелый задний мост подпрыгивает, дергая машину. А вот по бездорожью приходится ползти, как черепаха — не бампер оторвешь, так глушитель. И не разгонишься, чтобы не сесть на брюхо или подножки — подвеска норовит лязгнуть упорами. Между прочим, рама рамой, а кузов-то заметно перекашивается при диагональном вывешивании, так что двери подклинивают в проемах.

Нижний регистр

Мощный мотор, да еще в сочетании с гидротрансформатором автоматической коробки передач позволяет во многих случаях обойтись без понижающей передачи в «раздатке», активизируя ее лишь в самых тяжелых ситуациях. Нам на мокрой глине «нижний регистр» так и не понадобился. Тем не менее отметим, что возможности трансмиссии у «Форда» и «Шевроле» близки, хотя только у последнего есть режим заднего привода 2Н. Сходство начинается с режима 4Н Auto с автоматическим подключением передних колес при пробуксовке задних. Дальше по нарастающей идет 4Н High с жесткой межосевой блокировкой и, наконец, 4Н Low, в котором включается еще и понижающая передача.

Как видим, создатели «Форда» и «Шевроле» пошли разными путями: «Эксплорер» получился азартным вседорожником, какой и на бездорожье не многим уступит, «Трейлблейзер» — комфортабельным шоссейным лайнером, на котором можно безбоязненно подъехать к месту пикника и уверенно себя чувствовать на скользкой дороге. Ну а бескомпромиссность — всего лишь красивая сказка.

«ФОРД-ЭКСПЛОРЕР»

+ Большой дорожный просвет, энергоемкая подвеска, тяговитый мотор, прекрасная динамика.

- Жесткая подвеска.

«ШЕВРОЛЕ-ТРЕЙЛБЛЕЙЗЕР»

+ Мягкая комфортабельная подвеска, прекрасная динамика, мощный мотор, богатая комплектация, допускает «92-й» бензин.

- Ограниченные внедорожные возможности.



Комментарии


Сравнение комплектаций