Автосервис у Красной реки

Основной парк легковых автомобилей и грузовиков небольшой грузоподъёмности на территории Восточной Сибири составляют подержанные японские автомобили. Улан-Удэ в этой связи не исключение, а скорее подтверждение любви к ввозимым из Японии автомобилям.

Сегодня представляем вам обзор рынка автомобильной диагностики столицы Бурятии, сделанный Андреем Богдановым, экспертом в области ремонта автомобилей и участником Союза автомобильных диагностов.

Предложение на рынке подержанных автомобилей весьма ограничено, поскольку не все автомобили имеют одинаковую популярность. Продавцам автомобилей невыгодно вкладывать деньги в автомобиль, не пользующийся спросом. Особым доверием у автолюбителей пользуются автомобили концерна Toyota. Это предпочтение объясняется доступностью запасных частей и готовностью автосервисов обслуживать большинство моделей этого производителя. Ремонт, как правило, производится с применением бывших в употреблении запасных частей. Этому способствуют многочисленные «авторазборки» города и поставки контрактных комплектующих из Японии. Вероятность покупки «кота в мешке» компенсируется значительной разницей в стоимости новых и бывших в употреблении компонентов.

Большинство подержанных японских автомобилей попадают в Россию с выработанным ресурсом. Несмотря на устоявшийся миф о непоколебимом японском качестве, крупным корпорациям невыгодно продавать «вечные» автомобили. Гораздо заманчивей выпускать автомобили, которые не требуют серьёзного обслуживания за весь период эксплуатации. Благодаря этой концепции эластичный резиновый ремень в приводе механизма газораспределения заменила металлическая цепь, которая не требует замены и обслуживания весь срок службы автомобиля. Нелюбовь к вариаторам можно объяснить только их ограниченным ресурсом. Приобретение вариатора «на разборке», как и контрактного, во многом похоже на лотерею, с весьма призрачным выигрышем. Тогда как стоимость нового вариатора порой равняется остаточной стоимости самого автомобиля. Возможность капитального ремонта двигателя сведена к минимуму ввиду отсутствия ремонтных размеров. Автомобиль трудно сравнить с одноразовой зажигалкой, но аналогия вполне подходящая. Возникновение неисправностей напрямую связано с ресурсом, качеством и периодичностью обслуживания, соблюдением условий эксплуатации. Если учесть все вышесказанное, то многочисленные автосервисы с избытком обеспечены работой.

Автомобили-кочевники

Предприятия автосервиса Улан-Удэ представлены во всем своём многообразии: от небольших узконаправленных мастерских до крупных автоцентров, предоставляющих полный спектр услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей. Их уровень, организация и степень технической оснащенности соответствует основному объёму работ. Надо отметить, что ремонт и обслуживание высокотехнологичных автомобилей с новейшими системами организации смесеобразования в этот объём не попадают. Зато «попадают» их владельцы. Если часть сервисов просто отказывают в поиске и устранении неисправности, ссылаясь на загруженность или честно признавая свою беспомощность, другая пытается отремонтировать автомобиль. Такой ремонт при отсутствии соответствующей квалификации персонала, инструментальной и информационной базы, сводится к хаотичной замене компонентов, с вынесением абсурдных диагнозов. Независимо от конечного результата клиенту придётся оплачивать часто безуспешные манипуляции и приобретенные в процессе поиска запасные части.

Автомобили кочуют из сервиса в сервис, к изначальной неисправности добавляются введённые, увеличивая список неисправностей, а вместе с тем и общую стоимость восстановительных работ. Это в первую очередь относится к системам непосредственного впрыска топлива, которые требуют высокой квалификации персонала и применения дорогостоящего оборудования. В ситуации, когда спрос превышает предложение, поднятие интеллектуального уровня ремонтного предприятия кажется неоправданным вложением денег.

Дело в том, что если рассматривать функционирование автосервиса без сантиментов, то основная его задача состоит в получении максимальной прибыли при минимальных затратах. Для владельца сервиса вложение денег в обучение персонала, оборудование ради незначительного парка инновационных автомобилей с весьма призрачной перспективой окупаемости затрат не самое лучшее решение, в то время когда предприятие обеспечено привычной работой и вполне с ней справляется. По большей части именно неадекватность сервисов в обслуживании и ремонте части современных автомобилей послужила поводом к их непопулярности. Ведь гораздо проще констатировать владельцу неудачный выбор автомобиля, чем взяться за его изучение и ремонт.

Уровень автомобильной диагностики в городе носит зачаточный характер, с несколько извращённым региональным подходом. В идеале наличие диагностического поста призвано сократить время проведения ремонтных работ, поскольку залогом успешного ремонта является первоначальное выявление причин неполадок и сбоев. Для предприятия, специализирующегося на ремонте автомобилей, количество времени, затраченное на ремонт, обратно пропорционально его рентабельности. Работа диагностического поста состоит в выявлении неисправностей, локализации и поиске причин их возникновения с составлением перечня ремонтных работ и деталей, подлежащих замене или реставрации. Таким образом, диагностический пост по идее должен координировать действия ремонтного персонала и способствовать увеличению производительности предприятия в целом. В местной интерпретации диагностике с помощью автомобильного сканера подвергаются только системы электронного управления. Тогда как причины снижения эксплуатационных характеристик часто лежат в механических поломках. Если говорить об автомобильной диагностике, то её основу составляют три обязательных элемента — это специалист, инструмент и информация.

Главное — человек, а не сканер

Специалист — главенствующее звено диагностической цепи: его знания, опыт и интуиция могут компенсировать неразвитость инструментальной или информационной базы. Тогда как самый дорогостоящий инструмент окажется бесполезным в руках неподготовленного диагноста. В условиях отсутствия подготовки подобных специалистов учебными заведениями Министерства образования, пробел восполняется многочисленными курсами по подготовке диагностов для работы в автосервисах. Курсы, как правило, организуют компании, специализирующиеся на продаже диагностического оборудования, или крупные автосервисы, достигшие высокого уровня своей диагностической базы. Для достижения оптимального уровня подготовки человек, прибегающий к услугам подобных курсов, должен иметь базовые академические знания основ механики, термодинамики и электроники. Знания диагноста лежат как раз на стыке двух автомобильных специальностей — автоэлектрика и моториста. Однобокая подготовка специалиста приводит к необъективным и неточным диагнозам.

Диагност, если говорить о незаурядном специалисте, от части «болен» своей профессией. Борьба с неисправностью становится творческим процессом, который не прекращается с окончанием рабочего дня. Очень часто такому человеку трудно вписаться в штанное расписание сервиса.

Люди, которые сегодня занимаются диагностикой в Улан-Удэ, практически не имеют полноценной подготовки. Кроме того, нельзя не сказать об одном устоявшемся заблуждении: сканер порой наделяют безграничными возможностями, и оборудование диагноста большинства автосервисов только им и ограничивается. Однако практика показывает беспомощность сканера даже при выявлении некондиции электронных компонентов. Инерционность показаний текущих параметров на дисплее сканера не пригодна для наблюдения скоротечных процессов. Например, сканер неспособен зарегистрировать кратковременные выпадения сигнала датчика угла положения дроссельной заслонки или определить динамику роста показаний датчика массового расхода воздуха.

Универсальный инструмент не спасает

Значительная часть автовладельцев обращается к услугам авторемонтных предприятий для поиска причин снижения эксплуатационных характеристик, когда неисправность не очевидна и не сигнализирует о себе кодом ошибки. Порой анекдотичные заключения диагностов основываются как раз на отсутствии кодов неисправностей, что для них является исправностью системы, в то время как автомобиль невозможно нормально эксплуатировать.

При выборе диагностического инструмента для оборудования диагностического поста исходят из разных соображений, но редко из соображений здравого смысла. Чаще это стоимость, что способствует широкому распространению изделий «китайского зодчества», например вездесущий X-431. Предпочтение всегда отдаётся мультимарочным сканерам. Бывает, что сервис, ориентированный на азиатские автомобили, приобретает сканер со слабой поддержкой этого сектора. Дополнительное оборудование практически отсутствует, если не считать мультиметров и контрольной лампочки. Можно на одном конкретном примере показать, чем это чревато для сервиса.

Автомобили Nissan, не оборудованные системой Euro-OBD, при возникновении сбоев в системе зажигания регистрируют только один код неисправности — Р1320. Локализация неисправной индивидуальной катушки зажигания невозможна с помощью сканера. Провести детальную диагностику системы зажигания можно лишь с применением мотортестера. Возникновение кода неисправности не всегда указывает на некондицию какого-либо датчика. Дополнительные проверки позволяют составить максимально точную картину неисправности. Например, возникновение кода Р0335 указывает на неисправность датчика положения коленчатого вала, тогда как вероятной причиной регистрации кода может стать вытянутая цепь механизма газораспределения. Список дополнительного оборудования достаточно обширный и подбирается в соответствии с целями и задачами сервиса. Но есть необходимый минимум диагностического инструмента, без которого диагностика даёт больше вопросов, чем ответов.

Информационный голод

Информация для диагноста — не меньшая необходимость, чем инструмент. Знание логики работы, значений рабочих параметров, наличие принципиальных схем — одно из условий грамотной диагностики и ремонта любого автомобиля. В этой связи освоить обслуживание автомобилей разных производителей на высоком уровне очень трудоёмкая задача. Инженерных решения при построении аналогичных систем у разных производителей разительно отличаются. Информацию такого объёма освоить затруднительно. Необходимые для работы данные приобретаются в печатном или электронном виде. В практической работе информации много не бывает.

Диагносты в своей повседневной практике пользуются мультимарочными электронными каталогами, заводскими мануалами, сервисными бюллетенями, печатными изданиями и возможностями Мировой паутины. Объяснить руководителю предприятия необходимость приобретения подобных материалов порой крайне сложно. Соответственно уровень и качество сервиса остаётся низким, даже несмотря на чистые полы.

Подводя итоги

Проблемы низкой квалификации авторемонтных предприятий — общие для множества провинциальных городов. Основная проблема, с которой сталкиваются руководители подобных предприятий, — отсутствие квалифицированных специалистов. Если проблему инструментальной оснащённости можно решить в одночасье, только обратившись в специализированную торговую организацию, то собрать сплочённую команду квалифицированных специалистов — задача гораздо более сложная.

Сегодня можно отметить несколько парадоксальную ситуацию: устроиться работать в автосервис гораздо проще, чем сторожем в ночной магазин. Постоянная текучесть кадров и множество случайных людей без должной подготовки — в части сервисов картина не редкая. Автосервисы (за редким исключением) не берут на себя расходы по подготовке своих специалистов. А специалистов не готовят в детском саду. Талантливые, способные люди порой не получают должной поддержки и, не видя перспектив, меняют сервис часто вместе с местом жительства или родом занятий.

Вот поэтому в нашем городе очень рискованно приобретать автомобили с дизельными двигателями Common Rail, о принципах работы которых неизвестно ни в одном сервисе города. Я лично видел заключение диагноста одного из городских сервисов, сделанное для двигателя 1KD-FTV, в котором владельцу было предписано отрегулировать давление начала впрыска форсунок. Только вот интересно было бы узнать, как это можно сделать, если рабочее давление форсунки 160Мра, и она позиционируется как неремонтопригодная, а замена предполагает наличие дилерского оборудования? Не менее проблематично эксплуатировать бензиновые двигатели с непосредственным впрыском. Особенно это касается автомобилей Nissan, усложнение конструкции которых — часть философии производителя. Только следует помнить, что прогресс не остановить неразвитым сервисом, и вскоре игнорирование современных автомобилей станет экономически невыгодно. Поживём, увидим.



Комментарии


Сравнение комплектаций