Выйдет боком?

Audi / BMW / Subaru

Погода как на заказ — мороз и солнце. Сверкающий лед и укатанный снег словно ждут, когда по ним заскользят шины именитых полноприводных машин. Может, в этот раз удастся ответить на давний вопрос: чей полный привод лучше?

BMW 325Xi

БМВ 3-й серии представлен весной 2005 года.

  • Варианты кузова: седан и универсал.
  • Двигатели: бензиновые 2,0–3,0 л (150–258 л.с.), дизельные 2,0 и 3,0 л (122–231 л.с.).
  • Коробки передач: 6-ступенчатая механическая (только 2,0 л), 6-ступенчатый «автомат», для 2,5 и 3 л — полноприводная трансмиссия x-Drive.
  • Комплектации: базовая, Business, Dynamic.
  • Цена в России: Є31 100–60 600 ($37 950–73 900).

История развивается по спирали: вчерашние технические решения, воплощенные на новом технологическом уровне, становятся открытием.

Что такое привод x-Drive? По существу — простейший подключаемый привод на передние колеса. То, с чего когда-то начинали. Вот только вместо муфты включения — многодисковое сцепление, управляемое электроникой. Алгоритм работы раскрывают только в общих чертах: жесткая блокировка при разгоне, отключение передних колес при маневрировании и на максимальной скорости, уменьшение крутящего момента на них при входе в поворот. Как это работает на льду и на морозе, выясним чуть позже. А пока.

Краткий портрет BMW Z8325Xi в движении: уверенный, несмотря на «скользкие» шины, разгон на льду, тяжелый, точный и быстрый руль, двигатель с очень широким рабочим диапазоном и приятным голосом, очень четко работающая коробка передач и великолепные тормоза, с которыми «финиш базой» превращается в детскую забаву. Плотные, жесткие, сильно задемпфированные подвески прочно «приклеивают» автомобиль к дороге, оставляя в то же время неплохую плавность хода.

Но возможности их не безграничны — стоит поехать быстрее, и БМВ принимается дотошно повторять профиль дороги. Когда условия становятся еще более суровыми, не хватает ходов подвески. Колеса периодически оказываются в воздухе, приводя в панику систему стабилизации DSC (Dynamic Stability Control).

Если под капотом БМВ рядная «шестерка», можно быть уверенным — это хороший мотор. Более того — отличный! Уступая соперникам 0,5 л рабочего объема, он не слабее мотора «Ауди», и если бы не шины, мог уверенно тягаться с ним на разгоне. Правда, экономичностью он не блещет: все, что выигрывают благодаря новейшей «бездроссельной» конструкции и электрическому насосу охлаждающей жидкости, съедает короткая главная пара — она нужна для быстрого разгона.

BMW 325Xi — Наиболее сильно впечатляет водителя и пассажиров. Но заряд нарочитой спортивности слишком утомит в повседневных условиях.

Общая оценка 7,8

+ Оригинальные внешность и интерьер, просторный салон, расторопный «автомат», отличный для своего объема мотор.

- Небольшой багажник, отсутствие запаски, жесткая подвеска, резкая стабилизация после заноса, излишне острый руль, низкие пороги и передний бампер.

Subaru Legacy 3,0R SPEC.B

Subaru Legacy представлен летом 2003 года, обновлен в 2005-м, тогда же появилась версия 3,0R Spec.B.

  • Варианты кузова: седан и универсал.
  • Двигатели: бензиновые 2,0–3,0 л (165–245 л.с.).
  • Коробки передач: механические 5- и 6-ступенчатые, 4- и 5-ступенчатый «автомат».
  • Комплектации: FZ, FW, SC, AW, SW, ZW, ZK.
  • Цена в России: $35 250–$54 910.

Схема с продольным оппозитным мотором – догма «Субару». Правда, и в ней многое меняется. Шестицилиндровый «атмосферный» двигатель — с регулируемыми фазами газораспределения, вместо «Мак-Ферсона» сзади сложная «многорычажка», у салона — богатый и современный вид.

Трехлитровая оппозитная «шестерка», хоть и с регулируемыми фазами, по характеру ближе к наддувным моторам. Обладая уверенной тягой на небольших оборотах, она по-настоящему раскрывает свой потенциал в промежутке 4000–7000 об/мин. Шестиступенчатая механическая коробка передач со сближенным рядом и точным механизмом переключения позволяет расходовать силы мотора максимально эффективно. От водителя требуется только аккуратно работать со сцеплением — большого запаса оно, похоже, не имеет.

Фирменный рокот оппозитного двигателя неплохо задушен ниже «подхвата», но на высоких оборотах его звук доминирует в салоне. Впрочем, в наших упражнениях это, скорее, помогает. Спортивные амбиции редко удовлетворяются скромным аппетитом, и «Субару» первый зажег лампочку, сигнализируя, что содержимое бензобака заканчивается. Правда, соперники сдались ненамного позже.

Спортивным характером отличается и подвеска. Мелкие неровности «Субару» упорно передает на кузов, зато на волнах ведет себя образцово, уверенно придерживаясь выбранной траектории. Замечу, что от подвески с однотрубными амортизаторами «Бильштайн» и шинами 40-процентного профиля трудно ожидать подвоха. С тормозами иначе: благодаря шинам «Нокиан Хаккапелита 4» сцепные качества на высоте, но усилие и характер перемещения педали далеки от идеала.

«Субару» не может похвастать двухзонным климат-контролем, в остальном же оборудование и качество отделки на высоте. А вот диапазон регулировки водительского сиденья – на средний рост плюс-минус 15 см. Зато сзади просторно.

Subaru Legacy 3,0R Spec. B — Выглядит как автомобиль бизнес-класса, хотя в полной мере позволяет реализовать спортивные амбиции.

Общая оценка 8,0

+ Мощный, с выраженным «подхватом» двигатель, безопасная управляемость в скольжении, четкое переключение передач, хорошая обзорность, разумная цена.

- Повышенный расход бензина, досаждают мелкие неровности и шум двигателя, уступает по оснащенности соперникам.

Audi A4 3,0 QUATTRO

Audi A4 представлен осенью 2000 года, модернизирован осенью 2004-го.

  • Варианты кузова: седан, универсал, кабриолет.
  • Двигатели: бензиновые 1,6–3,2 л (102–255 л.с.), дизельные 2,0–3,0 л (140–204 л.с.).
  • Коробки передач: 5- и 6-ступенчатые механические, 5- и 6-ступенчатый «автомат», вариатор.
  • Комплектации: индивидуальные.
  • Цена в России: $30 208–60 104+опции.

Под капотом не самый «модный» двигатель: новейший, объемом 3,2 л с непосредственным впрыском бензина — гораздо мощнее и тяговитее. И, разумеется, дороже.

Впрочем, записывать в пенсионеры «старый» мотор с пятью клапанами на цилиндр, регулируемыми фазами и впускным трубопроводом переменной длины еще не время. Ведь неизвестно покуда, как новичок воспримет наше топливо — давление впрыска у него на порядок больше, а топливная аппаратура сложнее.

Лет 10 назад такая цифра вызвала бы оторопь, но сегодня воспринимается как должное. Не забудем — под капотом 218 «лошадей», так что динамика все равно высока. Пятиступенчатый гидромеханический «автомат» уже не последнего поколения, но от этого не менее комфортный.

Хорошую динамику дополняет комфортная подвеска, плавная работа трансмиссии сочетается с предсказуемостью реакций.

К тормозам есть претензии — не по эффективности, но по усилию на педали. Оно очень мало, и, кроме того, интенсивность торможения заметно возрастает с падением скорости, вынуждая приотпускать педаль.

Audi A4 — Пример взвешенного подхода. В Предельных условиях не столь хорош, как соперники, зато в повседневной жизни наиболее приятный спутник.

Общая оценка 8,7

+ Хороший тандем двигатель-коробка, комфортабельная подвеска, отличная работа ESP, просторный салон, большой багажник, безукоризненное качество интерьера.

- Сложность управления при больших углах скольжения, недостаточное реактивное действие на руле.

«ВОСЬМЕРКА» и «КРУГ»

Эти упражнения мы выбрали, чтобы объективно оценить управляемость машин в скольжении. В окружность диаметром 70 м, обозначенную конусами, заезжать не надо — следует двигаться вокруг нее максимально быстро. Никаких ограничений по траектории, кроме ограждения площадки. Поверьте, это не так просто, как кажется. То снос, то занос, а еще надо не слишком удаляться от конусов, иначе скорость больше, но время-то хуже. Покрытие то и дело меняется: колеса выкидывают снег и полируют лед. Требуется уверенное владение полноприводным автомобилем, чтобы поддерживать постоянный угол заноса.

«Восьмерка» — это две окружности десятиметрового радиуса, отстоящие друг от друга на 150 м. В середине ворота шириной 2 м, обозначенные конусами. В них надо попасть «чисто», иначе результат не засчитывается. На первый взгляд, тоже несложно: разогнаться, затормозить, повернуть, опять разогнаться. Здесь проверяется, как автомобиль входит и выходит из поворота. Интересные ощущения испытываешь, приближаясь к узким воротам и не погасив до конца боковое скольжение. Сбросить газ — потерять скорость. Траекторию надо рассчитать очень точно. Чтобы выписать идеальную «восьмерку», достаточно пары движений рулем — перед поворотом. Все остальное «тянется» педалью газа. Получается не всегда, поэтому в зачет идет только лучшее время.

БМВ с включенной DSC безвреден и безопасен. Но срабатывание системы отбивает охоту к быстрой езде — двигатель «душится» очень заметно. Коротким нажатием на кнопку можно отключить только противобуксовочную систему, не трогая стабилизации. Этот режим мы не рекомендуем: сорвать в занос автомобиль теперь легче легкого, а вот вытащить. Автоматика справляется не всегда.

С полностью отключенной DSC БМВ обретает игривый характер: занос под углом 110 градусов и успешный выход — это возможно! Но простым в управлении БМВ не становится. Его отличают очень резкие реакции даже на гладком льду. Работа полного привода выражена нехитрой зависимостью: больше газу — легче выдержать траекторию. Передние колеса лучше цепляются за снег и лед, а задние притормаживает электроника. Внешне очень эффектно, но медленно. Только быстрым рулем можно парировать ежесекундные попытки уйти с траектории. А вот излишне резкая стабилизация на выходе из заноса не радует: грубо, не асфальт ведь! В общем, «восьмерку» на БМВ лучше писать без DSC: почти на секунду быстрее. А вот «круг» быстрее с DSC — практически нейтральная поворачиваемость БМВ позволяет ехать с минимальными скольжениями. Правда, это вовсе не зрелищно!

«Субару» не так прост, как кажется. Поначалу в нем покоряет возможность корректировать траекторию в большей степени газом, чем рулем. Высокая стабильность при разгоне и в повороте имеет свою отрицательную сторону — на небольших скоростях правильно «поставить» «Субару» перед поворотом удается только контрсмещением (перед входом в поворот – незначительный маневр в противоположную сторону). Ну а если автомобиль прекратил скользить всеми четырьмя, втянуть его внутрь поворота только рулем почти невозможно. Поэтому основное — правильно войти в поворот. Потом траекторию можно подправить одной педалью газа. Овладев этим приемом и привыкнув к трассе, смело рассчитывайте на лучшее время. Отключаемых систем стабилизации на «Субару» нет. Своим поведением в повороте он обязан не только грамотной настройке подвески и виско-муфты в центральном дифференциале. За небольшую недостаточную поворачиваемость в ответе также система VDC, участвующая в распределении крутящего момента между колесами.

«Ауди» предпочла электронный «ошейник»: он пришелся впору полноприводному шасси. Кстати, «прислушиваясь» к советам электроники, вскоре научитесь правильно проезжать повороты: просто дождитесь, когда ESP перестанет вас поправлять. Несмотря на не очень удачную развесовку, «Ауди» хорошо входит в поворот, а под сброс газа мягко проваливается в неглубокий занос. В штатных режимах остальное берет на себя компьютер. Без него контроль над машиной намного сложнее. Чуть «передавил» или опоздал с коррекцией заноса — «Ауди» уже едет задом наперед. Неудивительно, что лучшее время в обоих упражнениях – при включенной ESP.

Борьба идеологий

Лидер в штатных режимах — «Ауди», «Субару» отлично показал себя в скоростных скольжениях, а БМВ, похоже, подвели шины. БМВ, вопреки классическому образу немецкой пунктуальности и тщательности, соткан из эмоций, и x-Drive их нисколько не убавляет. Скорее наоборот: выписывая «восьмерки» с запредельными углами заноса, ощущаешь себя Сайнсом, Мак-Реем и Лоэбом в одном лице. Что почувствуешь, узнав время прохождения трассы, говорить не буду — обидно! В общем, если хотите произвести впечатление на барышню в правом кресле, выбирайте этот автомобиль. Высокий результат (речь, понятно, не о секундах) гарантирован.

«Субару» — из другого теста. Здесь пассажира не впечатлит искусство водителя, прописывающего в скольжении на скорости свыше 100 км/ч длинную дугу по голому льду. Но зато этому автомобилю в таких режимах можно доверять на 100%.

«Ауди» не захлестывает ни водительскими, ни эстетскими эмоциями.

В идеологии — взвешенный прагматизм, даже с отключенной ESP он принимает только разумные решения. Точно выверенная траектория, минимальный угол заноса — ключ к максимально быстрому прохождению трассы. Но на дуге будьте предельно внимательны — ошибок с газом или рулем «Ауди» не прощает. А как здорово машина едет с включенной ESP! Позволяет немного скользить и вмешивается, только когда это действительно необходимо. Если вспомнить о лидерстве «Ауди» в комфорте, то выбор лучшего автомобиля для зимних дорог очевиден.

Ну а который из трех ближе к идеалу? Многое зависит от водительских предпочтений. Вот кабы объединить комфорт «Ауди», заводной характер БМВ и надежность управления «Субару». С помощью электроники это, наверное, возможно. Но настройка и доводка быстрой полноприводной машины — дело тонкое. Не вышло бы боком.



Комментарии


Сравнение комплектаций