История Jaguar / Ягуар
В небольшом курортном городке Блэкпул, расположенном на берегу Ирландского моря, жили по соседству два тезки — Уильям Уолмсли и Уильям Лайонс. Первый — талантливый механик, второй — наследник семейного фортепианного бизнеса. И роднили их не только имена, но и общая страсть — «завораживающий» звук двигателя. У Уолмсли ко всему прочему был еще и мотоцикл, к которому он однажды решил смастерить коляску, видимо, чтобы девушек было удобно катать. Сосед, увидев сие творение, сразу же смекнул, что на этом можно неплохо заработать. На том и порешили.
В 1922 году молодые люди зарегистрировали фирму Swallow Sidecar с капиталом в 1000 фунтов. Худо-бедно налаженное дело развивалось, но желаемого финансового успеха, увы, не приносило, и Уильямы взялись за изготовление кузовов. В то время, а это был 1926 год, как раз появился малолитражка Austin Seven. С кузовом от Swallow эта машина стала, естественно, дороже, но тем не менее оставалась наиболее дешевым вариантом из тех, что шли на заказ. А какие благородные оттенки предлагались! Кстати, ателье Уолмсли и Лайонса было одним из немногих, кто предлагал кузова двухцветной окраски. Например, кремовый цвет с бордовым, серый с зеленым. Специально для султана Парана был изготовлен Austin Swallow, сочетавший национальные цвета государства Его Высочества — черный и глубокий пурпур.
Также компанию запомнили по кузовам для Fiat 509A, Morris Cowley, Wolsely Hornet, Standard… Ну а дальше, следуя логической цепочке, все дороги могли привести только к производству собственных автомобилей.
Первая модель SS была представлена на автомобильной выставке Лондона в 1931 году. Это был двухместный спортивный автомобиль — довольно низкий, визуально длинный, с короткой кабиной и выделенным задним багажным отсеком, на который крепилось запасное колесо. На автомобиле было использовано шасси фирмы Standard с шестицилиндровым рядным двигателем, который разгонял машину до 113 км/ч. SS I произвела настоящий фурор и была признана самым красивым автомобилем мира. И что любопытно: столь приземистый силуэт машины с предельно низкой крышей — что, в общем-то, и было (более того, есть по сей день) основным козырем - затруднял посадку/высадку, что не очень нравилось практичному Уолмсли. И кто знает, началось бы шествие «Ягуаров» по планете Земля столь же триумфально, пролежи Лайонс в больнице подольше? Спустя два года кузовное ателье двух Уильямов превратилось в сборочную мастерскую, а в 1936 году, с запуском производства силовых агрегатов, - в полноценную автомобильную компанию. К тому времени партнерство двух Уильямов прекратилось: Лайонс остался в компании, Уолмсли пошел своим путем.
В 1935 году была создана модель SS 100 (индекс означал скорость модели в милях). Именно с ее появлением в истории начинает фигурировать марка «Ягуар». Дело в том, что Лайонс знал: автомобилям, которые выпускает его компания, нужно не просто красивое, но и звучное имя. Однако на его плечах лежало столько забот, что он поручил одному из рекламных агентств составить список возможных вариантов, включив в него названия птиц, рыб и животных. На что пал выбор, вы знаете. Да и как могло быть иначе, кого еще мог напомнить столь грациозный силуэт автомобиля, как ни благородного хищника?!
«Ягуар» — это своего рода философия. Покупая сегодня такой автомобиль, вы становитесь членом особого элитарного клуба … Однако было время, когда «Ягуар» считали машиной для выскочек. И немудрено, ведь автомобиль был ярким и мощным, а стоил вдвое дешевле подобных родстеров. Та же модель SS 100, например, имела большие фары с плоскими рассеивателями, которые были «забраны» металлической сеткой, вырезы для локтей в дверцах, спицованные колеса большого диаметра, подвеску на полуэллиптических рессорах и барабанные тормоза. Шестицилиндровый двигатель мощностью от 104 до 125 л.с. позволял машине разгоняться до 100 км/ч за 10,5 секунд. Примечателен и тот факт, что за счет широких крыльев передняя часть автомобиля на высоких скоростях немного приподнималась, что существенно облегчало рулевое управление, не имевшее в те времена каких бы то ни было усилителей.
За пять лет было выпущено 314 машин этой модели. Тогда «Ягуар» SS 100 стоил 395 фунтов. Сегодня цена отдельных экземпляров может достигать двухсот тысяч долларов.
После войны компания переименовывается в Jaguar Саг Limited, стараниями фюрера брэнд SS стал вызывать слишком уж нехорошие ассоциации. В 1948-ом дебютировал ХК 120. Это был первый автомобиль компании с двигателем собственной конструкции. Его создание началось еще во время войны, проект назвали Х. Самый же удачный вариант был одиннадцатым по счету, отсюда появилась буква К. Ну а цифровой индекс по-прежнему означал максимальную скорость. Планировалось выпустить экземпляров эдак 200, но спрос превысил предложение в 60 раз.
«Ягуар» ХК 120 пришелся по вкусу и американцам (для них выпускались модели с левым расположением руля). По ту сторону Атлантики несколько лет подряд даже считали наличие такой машины символом жизненного успеха и процветания. Это был самый быстрый серийный автомобиль тех лет. В том же 48-ом стартовала еще одна серия Mark. Но в отличие от ХК это был представитель седанов, что, впрочем, не помешало ему занять третье место в ралли Монте-Карло. Mark VII был первым «Ягуаром», который использовался британскими полицейскими. И это нисколько не помешало такому же экземпляру расположиться в королевском гараже.
В 1951 году стартует «Ягуар» C-tyre. Именно стартует, так как буква С происходит от слова «соревнование», для которых этот автомобиль и был сделан. Машина имела алюминиевый кузов и оснащалась реечным рулевым управлением (в то время подобная конструкция была прерогативой лишь дорогих гоночных авто). В том же году на гонках в Ле Мане было выиграно первое место и установлено рекордное время круга! В 1954-ом появляется вторая гоночная модель компании D-tyre. При максимальной скорости в 270 км/ч до сотни эта машина разгонялась за 4,8 секунды. В 1957 году она заняла четыре верхние строчки результативной таблицы. Эту модель, кстати, решили приспособить для дорог общего пользования. Запущенная в серию D-tyre стала именоваться ХК SS (Super Sport). Автомобиль получил боковые стекла, мягкий складной верх и бензобак в 165 литров. Двигатель мощностью в 250 л.с. позволял разгоняться до 100 км/ч за 5,2 секунды. Но из запланированных ста штук успели изготовить лишь 16 экземпляров, все заготовки уничтожил возникший на заводе пожар.
В 60-х появился авангардный и быстроходный E-tyre, сочетавший в себе комфорт представительского седана и динамические характеристики гоночного автомобиля; S-tyre, XJ13 и XJ6 — последнее «творение» сэра Уильяма Лайонса. Модель XJ6 (eXperimental Jaguar) прозвали ковром-самолетом за комфорт и исключительную плавность хода. Лайонс считал эту модель самой удачной из своих автомобилей. А вот XJ13 повезло меньше. Это был первый автомобиль компании с двигателем V12, и проектировался он по сути для возвращения на трассу 24-х часовой гонки Ле Ман. Но, увы, машина получилась слишком «своенравной», а жизнь ее слишком короткой.
В 1974 году появляется «Ягуар» XJ- S, преемник E-tyre. Встречен автомобиль был прохладно. Оно понятно: двигатель V12, которым он комплектовался, «убил» к модели последний интерес. На дворе-то стоял энергетический кризис. Спустя 6 лет из-за отсутствия спроса XJ- S с производства сняли. А через год вернули в салоны с модернизированным двигателем, который вскоре и вовсе заменили рядной «шестеркой». В итоге, в 90-х XJ- S стала пользоваться бешеной популярностью: все вдруг заметили, какой у нее благородный дизайн и отменные ходовые качества.
1988-ой год был отмечен двумя скоростными моделями XJ220 и XJR-S. Первая, тогда еще суперкар с футуристической внешностью, произвела колоссальный фурор на международном автосалоне в Бирменгеме. Правда, в серию автомобиль пошел слегка упрощенным: например, вместо трансмиссии 4?4 и мотора V12 он вышел с конвейера с обычным задним приводом и двигателем V6 (но с двойным турбонаддувом). Вторая модель, выполненная в стиле болида для кольцевых гонок, выглядела довольно агрессивно и оснащалась форсированным двигателем V12 мощностью в 333 л.с. и….автоматом. Оба автомобиля были прозваны самыми быстрыми «Ягуарами» тех лет.
В 1986 году публике был представлен седан XJ-6 Series 140. Новинка имела новый кузов, новое шасси, а обилие электроники было объединено в единую гидросистему тормоза с адаптивной подвеской. От обилия заказов компания едва ли не задыхалась пока… автомобили этой модели с пробегом 50 тысяч км и более не начали рассыпаться буквально на глазах. Ржавел кузов, текли амортизаторы подвески, «глючила» электроника. Это был провал, от которого самостоятельно Ягуар оправиться не смог. В 1989 году английская компания вошла в состав империи Форда. И первое, за что взялись американцы — нет, они не рискнули что-то кардинально менять в этом автомобиле, они взялись за улучшение качества. «Восстановили» XJ-6 — он остался таким же дорогим в содержании, но без столь масштабных поломок, кои выпали на его голову в начале пути, и на сегодняшний день даже считается одной из самых выгодных моделей в сочетании цена/качество.
В 90-х наметилось оживление в сторону возврата к дизайну прошлых лет. К примеру, Х300 уводил в 60-е: вернулись отдельные круглые фары, капот с рельефными округлыми выштамповками, треугольные задние фонари. А S-tyre и туда дальше — в 50-е. Недалеко ушел и ХК8. Те же пропорции облицовки радиатора, то же расположение светотехники. Осталась «нетронутой» и передняя панель салона.
В новом веке компания «заявила», что, во-первых, решила расширить сферу своего влияния на массы, начав «крестовый поход» в сторону автомобилей бизнес-класса, подтверждением чему стал выпуск модели X-tyre, и во-вторых, намерена вернуть себе утраченное положение в секторе доступных спортивных машин — показателем этого стал компактный открытый спорткар F-tyre. Более того, в линейке моторов, которыми комплектуются «Ягуары», теперь есть и турбодизель. И все бы хорошо, ведь как ни крути, а ускоряющийся день ото дня темп жизни диктует свои законы, но «Ягуар» всегда ассоциировался с товаром едва ли не штучным. В этом была его изюминка, его принадлежность к какой-то определенной замкнутой касте. Возможно, именно поэтому машины с благородной кошкой, застывшей в прыжке на капоте, окутаны таким ореолом эксклюзивности.
- Комментарии