История Aston Martin
Астон-Мартин Лагонда (Aston Martin Lagonda Limited) — британская фирма по производству спортивных автомобилей, является подразделением концерна Ford Motor. Штаб-квартира предприятия находится в г. Ньюпорт-Пэгнелл, Англия.
У истоков марки стояли Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд. Изначально основатели объединили свои усилия под маркой Bamford & Martin. В 1914 году в лондонском предместье Кенсингтон они построили легкий спорткар с 4-цилиндровым 1,4-литровым двигателем Coventry-Simplex на шасси 1908 года от Isotta Fraschini. А за год до этого на автомобиле Singer 10 Мартин выиграл гонки на холме Астон Клинтон. В честь этого события новая машина получила имя «Астон-Мартин».
Специализацией предприятия стало производство спортивных автомобилей. Зимой 1919 года не заставила себя ждать вторая модель «Астон-Мартин», а ее серийное производство началось в январе 1920 в новой мастерской на лондонской Эбингдон-Роуд, где Бэмфорд арендовал бывшие конюшни. В начале 1920-х выпускалось несколько моделей спортивных автомобилей, из которых наиболее популярным был Aston Martin Roadster.
В 1922 году Aston Martin появляется на Гран-при Франции. Автомобили Aston Martin постоянно участвовали в гонках различного масштаба, благодаря которым компания набирала методом проб и ошибок спортивный и технический опыт.
На протяжении всей истории одного из самых дорогих автомобилей мира фирма часто находилась в тяжелом финансовом положении. В 1924 в гонке на Монце разбился граф Луи Зборовски (Zborowski), который оказывал компании огромную финансовую помощь. Фирму, оказавшуюся на грани банкротства, выкупил за 6 тыс. фунтов стерлингов инженер Реник (Renwick). Массовому производству автомобилей помешала Первая мировая война. В связи с этим все машины были проданы авиакомпании Сопуит (Sopwith Aviation Company), а в 1925 компания вынуждена была закрыться.
В 1926 году в Фелтеме (Feltham) создана компания Aston Martin Motors Limited.
1928 год был ознаменован для компании первым появлением в гонке «24 часа Ле-Мана».
В 1931 «Астон-Мартин» ненадолго объединилась с английской фирмой Frazer-Nash, выпускавшей аналогичные автомобили. А в 1932 у руля компании встает семья Сазерленд (Sutherland).
Основой для всех автомобилей «Астон-Мартин» до 1936 года был новый 1,5-литровый мотор с верхним распределительным валом, которой разработали Реник и его компаньон итальянец Аугусто Чезаре Бертелли (Bertelli). В то время самыми известными автомобилями этой марки были 1,5-литровый International (1926—1936) и заменивший его 2-литровый Speed, остававшийся в производстве до начала Второй мировой войны. В 1934—1936 успех модели Aston Martin Ulster в гонках «24 часа Ле-Мана» способствовал росту популярности фирмы.
1937 год стал рекордным: было построено 140 автомобилей различных моделей, что явилось очень высоким результатом для довоенного уровня производства.
В 1939 главный инженер компании Клод Хилл (Hill) создал автомобиль Atom с независимой передней подвеской, единым корпусом и коробкой с предварительным переключением скоростей Cotal. В 1940 на мотор-шоу в Лондоне «Атом» произвел фурор и стал настоящей сенсацией. Первый послевоенный спортивный «Астон-Мартин» был разработан также Клодом Хиллом. Автомобиль снабжался 2-литровым мотором и независимой подвеской всех колес.
В 1947 году компанию «Астон-Мартин» приобрела компания David Brown Ltd., выпускавшая тракторы и сельскохозяйственную технику. Возглавлял ее промышленник и давний фанат марки Дейвид Браун. С этого момента все автомобили, которые выпускала компания, получали фирменный индекс DB, приобретший с годами всемирную славу — первый автомобиль этой серии, DB1, вышел в том же году. В связи с растущим спросом европейцев на спортивные купе в 1949 появился автомобиль Aston Martin DB2 с объемом двигателя 2580 см³.
В 1948 автомобиль Spa Special выигрывает 24-часовую гонку в Спа, а в 1949 в гонках Ле-Мана принимают участие два прототипа DB2, один из которых становится призером в своем классе.
С 1950 года модель DB2 запускается в серию и с 1951 года DB2 занимают весь подиум в классе «3 литра» на гонках в Ле-Мане. С 1953 г. на смену пришла модель DB3 — прекрасная спортивная машина, успешно участвовавшая во многих соревнованиях.
В 1956 и в последующие три года для гонок построены четыре машины DBR1. В 1959 Aston Martin выигрывает чемпионат World Sportscar Championship. В этом же году компания «Астон-Мартин» выпустила новый автомобиль, разработанный конструктором Тадеком Мареком (Marek) — DB4. Нововведением стала подвеска заднего моста на продольных рычагах и торсионах.
В 1963 г. Рой Сальвадори (Roy Salvadori) выигрывает на DB4 GT гонку в Монце. В том же году запускается в производство модель DB5. Далее в свет выходят такие модели, как DB6 (1965), DBS (1967), DB6 Mark 2 и DBS V8 (1969).
В связи с топливным кризисом 1973—1974 и ограничениями, связанными с защитой окружающей среды, Aston Martin теряет свои позиции на рынке и оказывается под покровительством более крупного производителя. Компания была продана расположенному в Бирмингеме консорциуму Company Development Ltd. В этом же году Aston Martin Vantage и Aston Martin V8 запускаются в серию.
В 1975 году компания «Астон-Мартин» была объявлена банкротом и спаслась только благодаря консорциуму под руководством американца Питера Спрейга (Peter Sprague) и канадца Джорджа Миндена (George Minden).
Приверженец резких линий и острых ребер, английский Aston Martin и его новые хозяева возродили модель Lagonda, превратив ее в откровенно футуристичный клинообразный 4-дверный седан. Она была запущена в производство в 1978 году, напичканная множеством цифровых приборов и сенсорным переключением передач.
Новые владельцы оснастили завод современной линией для производства автомобилей. Помимо модели Lagonda Уильяма Таунса, с конвейера завода сходит V8 Vantage (1977), который в 1978 году был заменен на V8 Volante, а эта модель, в свою очередь, в 1980 году была заменена на модель Вulldog.
В 1987 году очередным хозяином «Астон-Мартина» стал американский концерн Ford Motor, купивший 75 % акций фирмы.
В 1988 году, произведя около 5000 автомобилей за 20 лет, компания, наконец, закончила пользоваться модельюV8 и представила новую — Virage, дизайн которой был разработан модным английским дуэтом: Кеном Гринли (Ken Greenley) и Джоном Хефферманом (John Hefferman), а начинка, по сути, представляла усовершенствованную древность, но с великолепным новым шасси. Virage предложил автомобилистам более высокие динамические показатели, изысканность и чувство уверенности, которых не было у его прародителей.
В 1992 была представлена версия Vantage, и в следующем году компания обновила серию DB, объявив о DB7.
В 1993 г. Ford Motor получает полный контроль над компанией «Астон-Мартин» и передает ее в Premier Automotive Group, что составляет основу ее стабильности. И в это же время происходит существенное инвестирование в производственную базу марки Aston Martin. В 1993 г. модель Vantage идет в серию. В 1994 году Форд открывает новый завод в дер. Блоксем недалеко от г. Бэнбери.
В 1995 году компания произвела 700 автомобилей, с 1996 года в серию идут модели DB7 Volante и V8 Coupe. И уже в 1998 был построен двухтысячный DB7 (а в 2002 — шеститысячный). В 1999 г. начато серийное производство V8 Vantage Le Mans.
В 2000 году была представлена новая модель Aston Martin Vanquish с 12-цилиндровым 6-литровым двигателем, который обеспечивает максимальную скорость 310 км/ч. Разгон до 100 км/ч занимает менее 4,5 с, а до 160 км/ч — менее 10 с. Эта машина собирается вручную в количестве не более 300 машин в год, отделка каждой из них производится по индивидуальному заказу.
Почти через 15 лет, в 2002 г., компания Aston Martin возобновляет отношения с легендарной итальянской компанией Zagato и производит ограниченную серию DB7 Zagato.
В 2003 на международном автосалоне Detroit Motor Show была анонсирована новый концепт-кар AMV8 Vantage. Также в 2003 году состоялось открытие нового завода в Гейдоне (Gaydon). В этом же году начато производство DB9 Coupe.
В декабре 2003 года «Астон-Мартин» анонсировал свое возвращение в автоспорт. Специально для этого было создано новое подразделение Aston Martin Racing, которая впоследствии была объединена с компанией Prodrive для реализации программы DBR9. Aston Martin объявляет о возвращении в международный автоспорт с моделью DBR9, которая участвовует в автогонках в классе «гран-туризмо» (GT), в том числе «24 часа Ле-Мана», и одерживает победы в 2007 и 2008 годах.
Для увеличения объема производства своих автомобилей, в том числе за счет продаж новой модели, в 2004 в Кёльне (Германия) фирма открыла завод по изготовлению и сборке двигателей. Этот завод стал первым специальным заводом по производству двигателей в истории Aston Martin. В это же время начато серийное производство моделей Volante и Vanquish S, которые были показаны на автосалоне Paris Motor Show.
В 2005 началось серийное производство новой модели Aston Martin V8 Vantage — компактного и удешевленного купе.
В 2005 году Aston Martin выигрывает 12-часовую гонку в Себринге в классе GT1 DBR9, завоевывает приз Tourist Trophy на трассе в Сильверстоуне и с успехом возвращается в 24-часовую гонку в Ле-Мане.
Aston Martin в немалой степени является продуктом современных технологий. Новые источники и инвестиции в последние компьютерные разработки в области дизайна и инженерии, статистики и других ведущих дисциплин автоиндустрии — залог того, что будущее у Aston Martin — не менее яркое и блистательное, каким является его знаменитое прошлое.
Использованная информация:
- Комментарии