История ГАЗ
«ГАЗ», «Горьковский автомобильный завод» (GAZ) — российская компания, выпускающая широкую гамму грузовых и легковых автомобилей, спецтехнику, запасные части. Кроме того, в сферу деятельности компании входит производство более 700 наименований прочей продукции — заготовок из чугуна и стали, цветных металлов, инструмента и др. Штаб-квартира находится в Нижнем Новгороде (до 1991 назывался Горький). Эмблема завода, принятая в 1950 году, повторяет часть древнего герба Нижнего Новгорода с гарцующим оленем. Детали эмблемы с годами варьировались.
История открытого акционерного общества ГАЗ (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 году. А именно, 4 марта 1929 года было принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 года было утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода. 31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-А и грузовых автомобилей типа Ford-АА. Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой Ford Motor Company. Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой Austin & K.
2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода, и уже через 18 месяцев строительство было завершено. 1 января 1932 года завод вступил в строй, и в этом же году с его конвейера сошли первый 1,5-тонный грузовик ГАЗ-АА и легковой автомобиль ГАЗ-А, изготовленные по чертежам американской фирмы «Форд», однако отличавшиеся от американских прототипов.
С 1933 года на базе автомобиля ГАЗ-А с конвейера автозавода стали сходить пикапы ГАЗ-4. В этом же году появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30. В конце 1934 года на конвейер встал трехосный грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 году начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55.
Так в 30-е годы впервые в СССР при технической помощи американских специалистов из Ford Motor Company было освоено конвейерное поточное производство автомобилей.
В конце 30-х годов завод выпустил новый легковой автомобиль М-1, который имел фордовский прототип, но претерпел массу изменений двигателя, шасси, а также внешнего вида автомобиля. В 1937 году автомобиль М-1 достойно представил СССР на Всемирной промышленной выставке в Париже.
Модернизируясь в деталях, модель М-1 верой и правдой служила людям с конца 30-х до 50-х годов, включая войну. На ее базе был разработан и серийно выпускался пикап ГАЗ-415 грузоподъемностью 400 кг. Выпускались также «эмки» с 6-цилиндровым двигателем, получившие индекс ГАЗ-11.
В 1938 году были выпущены первые образцы ГАЗ-11-73, на базе которого был создан автомобиль ГАЗ-11-40 с кузовом фаэтон, начать серийное производство которого помешала война. А вот полноприводная модификация ГАЗ-61 выпускалась серийно.
Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения.
За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил 176221 автомобиль, около 12000 танков, более 9000 самоходных установок, 24000 минометов, 232000 автомобильных моторов, 30000 снарядов для ракетной установки «Катюша», что было высоко оценено правительством СССР — завод был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
Война еще не закончилась, когда на Горьковском автозаводе начали создавать новые модели грузовых и легковых автомобилей, в первые послевоенные годы изменившие практически весь модельный ряд завода. Первым в ряду новинок стоял грузовик ГАЗ-51, массовый выпуск которого начался в январе 1946 года.
В последующие годы автомобиль претерпел целый ряд изменений, которые нашли отражение в индексе модели — ГАЗ-51А. Конструкция автомобиля оказалась настолько удачной, что его производство было развернуто в Польше, Китае, КНДР. ГАЗ-51 послужил базой для многочисленных моделей и модификаций автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-63, автобусов ГАЗ-651 (позже ПАЗ-651 и ПАЗ-653), самосвала ГАЗ-93, седельного тягача ГАЗ-51П и ряда других машин.
В июне 1946 года была собрана первая партия автомобиля ГАЗ М-20 (знаменитая «Победа»). Наряду с базовой моделью с кузовом седан, с 1949 года выпускалась еще и модификация с кузовом кабриолет. На базе данной модели выпускалась и полноприводная модель ГАЗ-72.
«Победа» получила хорошие отзывы за рубежом. Ее экспортировали не только в страны Восточного блока, но и в некоторые западноевропейские страны. По советской лицензии ГАЗ М-20 под маркой «Варшава» в течение 23 лет производили в Польше на заводе ФСО.
В 1950 году была выпущена первая промышленная партия автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ». Для данная модель, имевшей закрытый 6-местный кузов типа седан, была разработана и модификация с кузовом кабриолет, а также машина скорой помощи ГАЗ-12Б, которая выпускалась серийно.
В 1953 году на смену ГАЗ-67 пришел внедорожник ГАЗ-69.
«Волга» ГАЗ-21, вставшая на конвейер в конце 1956 года, является особым, классическим для нас автомобилем, который и сейчас имеет немало поклонников. Ее несколько раз модернизировали как внешне, так и конструктивно, добавляя в производственную программу новые модификации. С 1962 года начали выпускать ГАЗ-22 с кузовом универсал, а также автомобиль скорой помощи. Выпускались «Волги» и в люксовом варианте для экспорта.
В 1959 году в свет вышла новая модель «Чайка» ГАЗ-13, дизайн которой был навеян образцами американских производителей. Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались лимузины ГАЗ-13А и кабриолеты ГАЗ-13Б. Отмечая достижения конструкторов и дизайнеров, автомобилям «Волга» ГАЗ-21, «Чайка» ГАЗ-13 и ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.) присудили высшую награду — Гран-при.
60-е годы стали периодом обновления гаммы грузовых автомобилей. Модели ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и их модификации образовали семейство третьего поколения грузовых автомобилей ГАЗ. Благодаря своим выдающимся эксплуатационным качествам ГАЗ-66 быстро завоевал признание у водителей. На государственном уровне такое признание было отмечено Знаком качества.
В эти же годы велась разработка автомобиля «Волга» ГАЗ-24, который был запущен в массовое производство в 1970 году. Высоким признанием этих автомобилей стали международные награды: золотые медали на Международных выставках в Пловдиве (1969 г.) и Лейпциге (1970 г.). В течение 2—3 лет после постановки на производство ГАЗ-24, помимо таксомоторов ГАЗ-24-01 были освоены грузопассажирский вариант и машина скорой помощи. Параллельно с выпуском модели ГАЗ-24 началось серийное производство «Волги» ГАЗ-3102, на первых партиях которых устанавливался двигатель с форкамерно-факельным зажиганием.
Конец 1970-х годов был отмечен выпуском легкового автомобиля большого класса третьего поколения — «Чайка» ГАЗ-14, который явился настоящим полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий для последующих моделей ГАЗ массового производства.
24 августа 1971 г. на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано производственное объединение «АвтоГАЗ». В 1973 году оно переименовано в ПО «ГАЗ», в состав которого вошли 11 заводов.
В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения. Впоследствии конструкторами был создан девятитонный самосвальный автопоезд ГАЗ-6008. На этих автомобилях впервые был применен дизельный силовой агрегат, разработанный специалистами автозавода.
С 1985 года ГАЗ выпускал модернизированный вариант модели ГАЗ-24, автомобиль с индексом ГАЗ-24-10. Он отличался более мощным двигателем, усовершенствованной подвеской, электронной бесконтактной системой зажигания.
Во второй половине 80-х по правительственному заданию началась разработка нового представительского легкового автомобиля ГАЗ-3105, который впоследствии стал мелкосерийным.
После распада Советского Союза ГАЗ одним из первых сумел адаптироваться к новым рыночным условиям. В начале 90-х годов была создана модель 3102, оснащенная двигателем мощностью 100 л. с., а в 1997 заводские инженеры разработали современную базовую модель «Волга-3110» с двигателем мощностью 100–150 л. с.
С 1995 года был начат выпуск первого поколения микроавтобуса ГАЗ-3221 «ГАЗель» (8 мест). В эту гамму входят более комфортный вариант ГАЗ-32212 с 8 широкими пассажирскими сиденьями, служебный ГАЗ-32213 с 13 сиденьями и маршрутное такси ГАЗ-322132. С 1999 года выпускаются их полноприводные версии — ГАЗ-32217, ГАЗ-322172 и ГАЗ-322173 на 8, 6 и 13 мест соответственно, предназначенные для сельской местности.
В 1997 было заключено соглашение между ГАЗ и итальянским концерном FIAT о создании совместного предприятия под названием «Нижегород-моторс» по сборке легковых автомобилей трех моделей Fiat. Из-за кризиса 1998 года ГАЗ, хотя и приспособился к новым экономическим условиям намного лучше большинства российских автомобильных предприятий, также столкнулся со сложностями.
В конце 1999 года появился новый заднеприводный седан ГАЗ-3111. Автомобиль, созданный в тесном сотрудничестве с американской компанией Venture, значительно отличался от своих предшественников.
В 2000 и 2001 годах для сборки машин введены в строй новые промышленные мощности, для создания которых была привлечена помощь ряда западных компаний и нескольких десятков фирм из России и стран СНГ. Вместе с тем недостаток финансовых средств заставил отодвинуть сроки внедрения ряда перспективных моделей.
С 2005 года завод входит в «Группу ГАЗ» — крупнейший автомобилестроительный холдинг, в составе которого четыре автобусных завода (ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ), Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские заводы по производству топливной и дизельной аппаратуры; а также ОАО «Автомобильный завод „Урал“», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие организации.
В апреле 2006 года «Группой ГАЗ» было подписано соглашение с корпорацией DaimlerChrysler о покупке производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant (штат Мичиган, США), где производят Chrysler Sebring и Dodge Stratus, а также лицензии на это производство. Оборудование перевелось на Горьковский автомобильный завод, где было организовано выделенное сборочное предприятие, полностью соответствующее мировым стандартам. Производство и продажа этих моделей осуществляется под собственным брендом Горьковского автозавода.
В июле 2006 года «Группой ГАЗ» была приобретена английская компания LDV Holdings, которая производит современные легкие коммерческие автомобили Maxus. В 2007 году осуществляются следующие инвестиционные проекты: дальнейшая модернизация и увеличение производства легких коммерческих грузовиков, организация производства новых коммерческих автомобилей Maxus на площадях завода, выпуск автомобиля «Волга» с новым интерьером и наращивание производства «Волги» с двигателем DaimlerChrysler, монтаж линии производства новых легковых автомобилей DaimlerChrysler.
Сегодня Горьковский автомобильный завод является традиционным поставщиком грузовых автомобилей для сельского хозяйства, надежных полноприводных грузовиков для армии, легких коммерческих грузовиков семейств «ГАЗель» и «Соболь» для малого и среднего бизнеса, а также легковых автомобилей среднего класса «Волга». Кроме того, для силовых структур освоен выпуск автомобилей многоцелевого назначения «Тигр». Наращивается производство широкой гаммы автомобилей специального назначения: коммунальная и дорожная техника, автомастерские и передвижные лаборатории, медицинские и инкассаторские автомобили, автоцистерны и топливозаправщики.
Использованная информация: