Fiat возродится в России в третий раз
Fiat взорвал российский авторынок в сентябре 2006 года, когда стартовал с яркой рекламной кампанией. В конце 2006 — начале 2007 г. у компании «Северсталь-авто», которая является эксклюзивным дистрибьютором, все шло прекрасно: яркая импортная линейка, начало производства моделей FIAT Albea и FIAT Doblo Panorama в Татарстане на ЗМА. Во второй половине прошлого года — резкий провал. Сегодня самые популярные модели Fiat Albea и Doblo Panorama отечественной сборки, находятся в дефиците: не хватает поставок. Региональные дилеры жалуются, что начиная с 2008 года марку приходится поднимать в глазах потребителей — в который раз — практически с нуля.
Согласно статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, в 2007 году в России было продано 15 310 «фиатов» — это немало, но во втором полугодии — всего 5854 автомобиля. В последние шесть месяцев прошлого года продажи резко сократились вплоть до того, что в июле, например, было продано всего 16 FIAT Albea, а сверхпопулярный коммерческий минивэн Doblo Panorama (который многие россияне приспособили для семейных поездок) продавался в среднем по 20-30 машин в месяц по всей России. Кроме того, за шесть месяцев 2007 года было продано всего два Doblo Cargo. Объем продаж других импортных моделей (Panda, Grande Punto, Croma) также оказался незначительным.
Причина спада продаж — в сокращении поставок продукции с завода ЗМА, что в свою очередь связано с отладкой механизмов производства Albea и Doblo. Пауза, последовавшая через полгода после старта продаж, может существенно подпортить позиции марки в регионах, где, по словам представителей «Северсталь-авто», и сосредоточена основная целевая аудитория Fiat. По словам директора по маркетингу компании «Крумб-Сервис» (г. Тольятти) Олега Костюка, машин нет в наличии. «Весь конец года машин просто не было: на производстве не хватало машинокомплектов, — рассказывает О. Костюк. — Сейчас вроде пошел прогресс, обещают увеличение поставок. Мы вынуждены все начинать с нуля, марку поднимать, вкладываться в рекламу! Ведь каких усилий требовало возбудить потребительский интерес в начале года, чтобы потом все угробить».
На Юге России примерно такая же ситуация. «Приходится прикладывать много усилий, чтобы поменять отношение, донести до людей, что это европейская марка с европейским качеством, тогда как у большинства «фиаты», к сожалению, по-прежнему ассоциируются с отечественными автомобилями», — подтверждает руководитель отдела продаж Fiat компании «Сокол Моторс» Федор Булгурян (г. Ростов-на-Дону).
Дефицит Fiat чувствуют и на Урале. Как рассказали в компании «ЮжУралАвто» (г. Челябинск), базовых версий Albea в наличии нет, а поставок Doblo не было с сентября прошлого года. «В том году часто спрашивали, потом затихли, — рассказывает менеджер по продажам Наталья Матюнина. — Очень неприятная была ситуация. Но сейчас снова начнем принимать заявки, потому что обещают начать поставки».
Между тем, несмотря на то что по итогам года Fiat занял лишь 22 место, в этом году ситуация может поменяться в лучшую для него сторону. Как рассказал AutoNews.ru директор по маркетингу «Северсталь-авто» Валерий Тараканов, спад продаж FIAT Albea и FIAT Doblo в середине года был вызван переходом завода от сборки SKD к производству полного цикла CKD. «Это технологически сложный процесс, — говорит эксперт. — И заводу необходимо было время для выхода на запланированные темпы производства».
По словам В. Тараканова, уже в этом году предприятие рассчитывает как минимум удвоить производство FIAT Albea и утроить выпуск пассажирской версии FIAT Doblo по сравнению с прошлым годом. А вот касательно Doblo Cargo директор по продажам «Северсталь-авто» Сергей Павленко сообщил, что во втором полугодии компания пересмотрела политику по продвижению этого продукта на российском рынке, существенно расширив модельный ряд и список опций и запустив дизельную версию, которую необходимо было сертифицировать. Поэтому сейчас поставки этих машин возобновились.
FIAT Linea, который планируется запустить в производство на территории России до конца года, может стать крайне успешным продуктом, однако спрос, по мнению регионов, будет прямо зависеть от цены, поскольку в этом классе у Fiat уже достаточно конкурентов. К тому же к концу 2008 — началу 2009 г. новые седаны класса C появятся и на заводе GM под Питером, и, скорее всего, на «GM-АвтоВАЗ» и ВАЗе, а также на VW и на других автозаводах. Оптимальная цена, по мнению дилеров, около $18 тыс.
Будем надеяться, что к концу года мы все же увидим новинку на рынке, иначе дилеры Fiat снова могут получить проблемы с продвижением модельной линейки. Как рассказали представители «Cеверсталь-авто», подготовка к запуску Linea идет полным ходом, однако параллельно компания запускает проект по производству коммерческого автомобиля FIAT Ducato.
«Параллельная организация производства крайне сложна технически, — говорит В. Тараканов. — В связи с этим вместе с нашими итальянскими партнерами из Турина мы решили, что запуск Linea состоится по очереди, то есть вслед Ducato, что позволит нам наиболее эффективно организовать производство и поддерживать качество всех автомобилей Fiat на высоком уровне».
- Комментарии