Питерским автозаводам не хватает умных горожан

Апогеем развития новой российской автоиндустрии должен стать 2009 год, когда на полную проектную мощность должны выйти сразу семь новых автозаводов: Toyota, Nissan, General Motors, Suzuki, Peugeot-Citroen в Санкт-Петербурге, а также Volkswagen и Volvo в Калужской области. Другие заводы, которые уже работают в России, – Ford, Renault, Kia сейчас занимаются наращиванием производства.

Помимо самих автозаводов, на этой же территории разместятся многочисленные производители комплектующих, среди них: Toyota Boshoku (автомобильные сидения), Denso (весь спектр автокомпонентов), Reka Rubber Ltd. (резинотехнические изделия), Stadco Ltd. (кузовные детали), Nokian Tyres, Michelin Tyres (автомобильные шины); возможно, здесь же останутся Benteler Automobiltechnik (модули подвесок, компоненты пассивной безопасности, выхлопные системы), Johnson Controls (электроника и внутреннее оснащение) и многие другие.

Однако возможности питерской базы слишком переоценены: все-таки она была создана достаточно давно, в советские времена, и как следует не эксплуатировалась. Территории, предназначенные для строительства заводов, представляют собой голые поля – с возможностью подведения коммуникаций. Петербургские власти продолжают приветствовать инвесторов, однако первая волна восторга прошла, и становится ясно, что на данном этапе ленинградская площадка загружена.

Пропускная способность транспортной инфраструктуры района в некоторых местах уже сейчас не отвечает современным потребностям. Питер импонировал инвесторам близостью к границе и портам, однако сегодня портовые и складские терминалы не справляются с грузопотоком, поскольку доставляют не только автомобили и комплектующие, но оборудование и оснастку для заводов. Многие автопроизводители уже изучили альтернативные возможности доставки грузов и планируют перейти на ж/д поставки автомобилей, хотя это и дороже.

Главной же проблемой, как отмечают эксперты, на данный момент остается дефицит квалифицированной рабочей силы. При заявленных объемах производства на каждый завод требуется от 2 до 7 тысяч сотрудников, которые должны будут заниматься производством высокотехнологичных изделий – автомобилей. В России нет опыта производства современных автомобилей, а рабочие российских автозаводов совершенно не годятся для европейских и японских высоких технологий. Хотя представители заводов обещали наладить обучение, компании не могут с этой целью возить в Европу столько людей. Многие эксперты отмечают, что специалистов нужного уровня пока просто нет.

Кроме того, при входе в Россию иностранные автопроизводители рассчитывали на относительно недорогую рабочую силу. Однако вскоре стало понятно, что эксплуатировать российских рабочих, как китайцев, они не смогут: в России быстрыми темпами развивается профсоюзное автомобильное движение, которое готово отстаивать свои интересы.

Массовый запуск предприятий может буквально парализовать питерскую площадку. Некоторые эксперты полагают, что если проблемы инфраструктуры и поиска поставщиков можно решить в умеренные сроки за счет инвестиций, то нехватка специалистов, скорее всего, сохранится надолго. Время пока есть, однако совсем не исключено, что заводы откроются гораздо позже намеченных сроков.



Комментарии


Сравнение комплектаций