Российские автомобили подорожают через полгода

Введение европейских экологических стандартов в России постоянно откладывалось: российские автозаводы технологически оказывались не готовы к такому потрясению. Только в начале 2006 года вступил в силу первый в России специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который определил введение с 22 апреля 2006 года экологического класса «Евро-2».

Отметим, что в странах ЕС нормы «Евро-3», которые на 30-40% жестче норм «Евро-2», вступили в действие с 2000 года, а с 1 января 2005 года был осуществлен полный переход на выпуск автотранспортных средств, соответствующих нормам «тЕвро-4»ь, которые жестче уровня «Евро-3» на 65-70%.

Несмотря на то, что времени для подготовки у россиян было более чем достаточно, переход на стандарт «Евро-2» оказался болезненным. Некоторые модели, например «Ока», просто прекратили свое существование (правда, позже «Ока» возродилась с новым китайским двигателем), а ГАЗ и УАЗ едва успели завершить переход в срок.

Переход на нормы «Евро-3» должен оказаться менее болезненным, поскольку не требует произведения серьезных изменений в двигателе автомобиля. Напомним, что начиная с 1 января 2008 года выпускаемые в обращение на всей территории России автотранспортные средства должны соответствовать экологическому классу «Евро-3». Это должно подтверждаться «Одобрением типа транспортного средства» для новых автомобилей или сертификатом соответствия для автомобилей, бывших в эксплуатации.

По словам PR-менеджера ОАО «Северсталь-Авто» Екатерины Колесниковой, с технологической точки зрения больших сложностей переход с «Евро-2» на «Евро-3» не составит. Завод ОАО «ЗМЗ», который выпускает двигатели для УАЗа, фактически уже завершил адаптацию своей продукции к экологическим стандартам «Евро-3». Соответственно, весь модельный ряд автомобилей УАЗ будет модернизирован в соответствии с нормами «Евро-3», включая классические автомобили вагонной компоновки, которые широко известны под именем «буханка». Переход на «Евро-3» повлечет за собой некоторые конструктивные изменения — это изменение расположения каталитического нейтрализатора, установка дополнительного датчика рециркуляции отработанных газов (EGR), изменение программы управления двигателем и т. д.

У остальных заводов тоже все готово. Как рассказали на ВАЗе, сейчас завод ведет подготовку производства автомобилей для внутреннего рынка, выполняющих нормы «тЕвро-3». Например, семейство Lada Samara комплектуется электронной системой управления двигателем и каталитическим нейтрализатором. Эти и другие устройства позволяют автомобилям выполнять нормы «тЕвро-2» с возможностью выхода на «тЕвро-3». Lada Kalina с самого начала выпуска соответствуют нормам «Евро-3», все экспортные модели соответствуют нормам как «Евро-3», так и «тЕвро-4».

По словам директора по связям общественностью группы ГАЗ Владимира Торина, ГАЗ давно готов к переходу на «Евро-3» и «Евро-4» на внутреннем рынке. «Волги», «Соболя», «Газели», «Валдаи» уже выпускаются с системами нейтрализации отработавших газов и улавливания паров топлива и отвечают требованиям «Евро-2». «Другое дело, — говорит В. Торин, — насколько необходимы стандарты «Евро-3», «Евро-4» в какой-нибудь сибирской тундре или тайге. Я считаю, над этим вопросом стоит подумать нашим парламентариям».

Вот для кого переход на «Евро-3» станет весьма болезненным, так это для потребителя. Двигатели станут лучше, но дороже, и для них будет необходим хороший бензин, с которым в стране напряженка. Дело в том, что все российские НПЗ построены еще в советское время, когда о существовании стандарта «Евро-3» не подозревали даже в Европе, а спрос на высокооктановый бензин определяли местные авиаперевозки, а не автопарк.

«С тех пор качество бензина мало изменилось, — комментирует аналитик ИБ «Траст» Евгений Шаго. — Октановое число у нас по-прежнему повышают за счет ядовитых присадок. Однако спрос всегда определяет предложение, и нефтепереработка, как мне кажется, способна адаптироваться к этим требованиям, ведь смог же ЛУКОЙЛ наладить производство топлива стандарта «Евро-4».

Модернизация двигателей будет сказываться и на цене отечественных автомобилей. «Удорожание будет однозначно», — подтверждает Е. Колесникова. Однако о конкретных цифрах, по словам менеджера, говорить пока рано. По прогнозам компании, наиболее ощутимо удорожание отразится на стоимости коммерческих автомобилей вагонного типа. На ВАЗе отметили, что благодаря наличию конструкторско-технологической базы «увеличение цены будет не столь значительным, как при переходе на «Евро-2».

Напомним, что в прошлом году с введением «Евро-2» продукция УАЗа, ГАЗа и ВАЗа подорожала на 15-18 тыс. рублей (500-600 долларов). Чем более экологичными будут наши автомобили, тем они будут дороже. Эксперты отмечают, что уже переход к «Евро-4» в 2010 году приведет к серьезному удорожанию как двигателя, так и автомобиля в целом. «Евро-5» по плану введут в 2014 году, но будет ли кто-нибудь к тому времени ездить на отечественных автомобилях, неизвестно...



Комментарии


Сравнение комплектаций