Треть автокомпонентов на вторичном рынке России — контрафакт, согласно исследованию OSRAM и «ТИАР-Центр»

Треть автокомпонентов на вторичном рынке России — контрафакт, согласно исследованию OSRAM и «ТИАР-Центр»

  • Доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составляет порядка 31%.
  • Объем недополученных налогов за 2019 г. только в части НДС оценивается более чем в 24 млрд рублей. 461 млн. рублей из них — упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году.
  • Текущий уровень оборота контрафактных ламп увеличивает годовой объем отходов 1 класса опасности на 7,8 тонн.
  • Учитывая долю контрафакта на рынке, вызванное им увеличение углеродного следа от эксплуатации автомобильного транспорта в России можно оценить в 1,2%. В абсолютном выражении это составляет 180 тыс. тонн CO2 в год.

«ТИАР-Центр» провел исследование по распространению контрафактной продукции на российском рынке автозапчастей, инициатором которого выступила компания OSRAM в рамках стратегии по борьбе с подделками.

По данным исследования, доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составила порядка 31%, что сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом (30%). При этом на товары с незаконным нанесением защищенных товарных знаков приходится около 11% от общего объема рынка автокомпонентов, а остальные поддельные детали продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения. Они составляют примерно 2/3 от общего объема контрафактной продукции.

Самые популярные подделки — это «расходники», то есть регулярно заменяемые детали. Среди них фильтры, тормозные комплектующие, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта достигает 45%. В зоне риска оказываются автомобили брендов средней и низкой ценовых категорий.

Высокий спрос на использование контрафакта обоснован стоимостью подделок: в среднем контрафактные детали на 30 — 50% дешевле оригиналов, а также степенью толерантности к контрафакту в обществе.

«У нас в компании выстроена целая система по борьбе с контрафактом, ведь использование некачественных подделок может привести не только к финансовым потерям из-за поломок автомобиля и проблемам на этапе технического обслуживания после истечения срока гарантии, а также к аварийным ситуациям на дорогах из-за искажения освещения. То есть можно сэкономить незначительную сумму здесь и сейчас, а потом потратить в разы больше на решение проблемы. Кроме того, нас заботит экологический аспект, так как контрафактная продукция выходит из строя гораздо быстрее», — отмечает Артем Нуриахметов, менеджер по продукту OSRAM.

Безопасность на дороге

Контрафактные детали производятся с серьезными нарушениями стандартов качества, так как используются более дешевые материалы и применяется некачественное производственное оборудование. Такие компоненты, как правило, выходят из строя гораздо быстрее оригинальных, а также могут привести к повреждению автомобиля, что влечет за собой значительные финансовые потери.

Отдельный вопрос — безопасность участников дорожного движения. Так, исследование подтверждает, что оборот контрафакта статистически связан с ДТП из-за технических неисправностей. Например, коэффициент корреляции между количеством ДТП из-за неисправности внешних световых приборов и объемом контрафакта на рынке ламп составляет 0,96.

Экологический аспект

При производстве некоторых компонентов используются вещества, требующие особого обращения, в том числе на этапе утилизации: использованные ксеноновые лампы из-за содержания ртути относятся к I-му классу опасности отходов (наиболее опасные), использованные свинцовые аккумуляторы — ко II-му классу. Поскольку подделки служат существенно меньше оригинальных, их применение значительно увеличивает объем опасных отходов. К примеру, только текущий уровень оборота контрафактных ламп увеличивает годовой объем отходов 1 класса опасности на 7,8 тонн.

Кроме того, поддельные детали могут влиять на эффективность автомобиля в целом: несоответствующие стандартам компоненты двигателя могут привести к увеличению расхода топлива до 15%, а значит и к увеличению выбросов СО2 и токсичных веществ (угарного газа, оксидов азота и других).

Учитывая долю контрафакта на рынке, вызванное им увеличение углеродного следа от эксплуатации автомобильного транспорта в России можно оценить в 1,2%. В абсолютном выражении это составляет 180 тыс. тонн CO2 в год.

Социально-экономические риски

Незаконный импорт и производство контрафактных компонентов приводит к недополучению государством налогов и таможенных сборов из-за их заниженной стоимости. Объем недополученных налогов за 2019 г. только в части НДС оценивается более чем в 24 млрд рублей. 461 млн. рублей из них — упущенные доходы федерального бюджета России в части НДС из-за оборота контрафактных ламп в 2019 году.

Инициативы по борьбе с контрафактом

Государственная стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период 2020 г. и плановый период до 2025 г. предусматривает совершенствование законодательства, мониторинг ситуации на рынке, а также вовлечение покупателей в борьбу с контрафактом.

Активно к решению этой проблемы подключаются автопроизводители и поставщики комплектующих, которые вместе с государственными органами проводят систематическую работу по выявлению и пресечению оборота контрафакта. Также, компании вовлекают в процесс потребителя, создавая возможности для самостоятельной проверки подлинности продукции перед приобретением. Например, программа Osram Trust.

Рекомендации

На основании анализа трендов и консультаций с экспертами в процессе проведения исследования были отобраны два блока мер, способных сократить долю контрафакта на российском рынке автокомпонентов.

Первый касается стратегического государственного целеполагания и нормативно-правового регулирования отрасли. Так, участники исследования предлагают:

  • выделить и приоритезировать категорию «автомобильные комплектующие с высоким значением для безопасности дорожного движения»;
  • сделать участие производителей в ЦРПТ опциональной для поддержания ценовой конкурентоспособности;
  • ввести упрощенную процедуру уничтожения контрафакта по соглашению сторон.

Второй блок включает конкретные меры, которые можно начать реализовывать уже при текущей регуляторной рамке, то есть обеспечить:

  • выявление и закрытие лабораторий, продающих сертификаты соответствия;
  • координацию оперативного взаимодействия между таможенниками ЕАЭС, использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
  • привлечение Роспотребнадзора к мероприятиям по выявлению и пресечению оборота контрафактных автокомпонентов.

* * * * *

OSRAM — один из ведущих мировых производителей систем освещения с более чем 110-летней историей. Штаб-квартира компании находится в г. Мюнхене, Германия. Ассортимент продукции включает передовые решения, основанные на полупроводниковых технологиях. К ним относятся, например, системы с инфракрасным и лазерным светом, которые находят применение в самых разных областях, в том числе в виртуальной реальности, мобильных телефонах, автономных транспортных средствах и в интеллектуальном освещении зданий и городских пространств. В сфере автомобильного освещения компания — признанный технологический и рыночный лидер мирового масштаба. Штат OSRAM — 23500 сотрудников по всему миру, выручка в отчетном финансовом 2019 году (закончился 30 сентября) составила 3,5 млрд евро. Компания зарегистрирована на фондовых биржах г. Франкфурта и г. Мюнхена (ISIN: DE000LED4000; WKN: LED400; сокращение: OSR). Более подробная информация представлена на сайте www.osram.ru

«ТИАР-Центр» — независимый аналитический центр и консалтинговая компания. «ТИАР-Центр» подготовил ряд исследований по актуальным социально-экономическим проблемам, в том числе произвел оценку пищевых потерь и отходов в России, описал объем и каналы распространения контрафакта на российском рынке потребительских непродовольственных товаров.



Комментарии

Новости
Лукойл стал поставщиком смазочных материалов для автомобилей BAIC
Лукойл стал поставщиком смазочных материалов для автомобилей BAIC
Первая весенняя акция от Suzuki
Первая весенняя акция от Suzuki
«Мир-Дистрибьютор» на 100% укомплектовал российские склады оригинальных запчастей для автомобилей MG
«Мир-Дистрибьютор» на 100% укомплектовал российские склады оригинальных запчастей для автомобилей MG
Международный бренд смазочных материалов Teboil выступил официальным партнером XII Фестиваля Автоспорта «Дни Скорости на Льду Байкала» 2024
Международный бренд смазочных материалов Teboil выступил официальным партнером XII Фестиваля Автоспорта «Дни Скорости на Льду Байкала» 2024
2023: итоги «Тракс Восток Рус»
2023: итоги «Тракс Восток Рус»
Автотека: Nissan Rogue стала самой популярной моделью среди масс-маркет авто с участием в зарубежных аварийных аукционах
Автотека: Nissan Rogue стала самой популярной моделью среди масс-маркет авто с участием в зарубежных аварийных аукционах
В 2024 году FNGroup намерена продать 3 000 грузовиков Dongfeng
В 2024 году FNGroup намерена продать 3 000 грузовиков Dongfeng
Авито Авто: в январе 2024 года доля спроса на новые китайские автомобили составила 41%
Авито Авто: в январе 2024 года доля спроса на новые китайские автомобили составила 41%
Лукойл выступил генеральным партнером VI международной научно-практической дорожной конференции «Уральский путь»
Лукойл выступил генеральным партнером VI международной научно-практической дорожной конференции «Уральский путь»
Крупнее Tesla Cybertruck: по-настоящему мощные машины на Авито Спецтехнике
Крупнее Tesla Cybertruck: по-настоящему мощные машины на Авито Спецтехнике
От Франции до Коста-Рики: кто примет участие в фестивале экстремальных видов спорта «Прорыв» в Москве
От Франции до Коста-Рики: кто примет участие в фестивале экстремальных видов спорта «Прорыв» в Москве


Сравнение комплектаций