В следующем году Россию завалят дешевыми иномарками
Ford / Renault / KIA / Chevrolet / Iran Khodro
Стремительное насыщение авторынка временно растворило такое понятие, как “народный автомобиль”. Lada уже не может похвастаться этим статусом. По-настоящему “народный” автомобиль определится через два года…
В массовом сознании под российским “народным автомобилем” чаще всего понимается седан сдержанного дизайна, с элементарным набором опций и в пределах 10 тыс. долларов. Если традиционно статус “народный автомобиль” принадлежал десятому семейству Lada, то сегодня рамки этого понятия оказались довольно размыты.
На фоне постоянного роста цен имидж тольяттинской марки серьезно пострадал, и хотя Lada по-прежнему остается самым массовым автомобилем в России, она уже не считается доступной в должной мере.
Многие иностранные автопроизводители мечтали бы завоевать сердца россиян недорогим добротным автомобилем. Но вот что выходит: на данном этапе развития рынка пока ни одна модель той или иной марки не может похвастаться лестным статусом “народной”. Под понятием “народность” всегда скрывалось понятие “доступность”, как ценовая, так и фактическая. Вынуждены констатировать: по-настоящему доступными для россиян иностранные автомобили все еще не стали. Кто победит в нелегкой борьбе за массового покупателя, нам предстоит увидеть в ближайшем будущем. Между тем самая острая борьба уже разворачивается. Насыщение рынка в течение последних трех лет практически сформировало основные классовые и ценовые ниши и уравняло автопроизводителей в их возможностях. Настоящие конкурентные войны начнутся года через два, когда в полную мощность заработают заложенные иностранцами заводы.
Какой автомобиль станет самым массовым в России в ближайшие годы? На данном этапе претендентов на звание будущего “народного автомобиля” насчитывается несколько. Большие надежды иностранные компании возлагают на свои новые модели, которые начнут собирать на заложенных в России заводах (Toyota, Nissan, General Motors, Volkswagen). Правда, в большинстве случаев все еще остается неясным, что это будут за модели – и почем. Известно только, что они будут “специально разработаны” под российского покупателя. Преимущественно это модели класса “С”, в котором выбор-то сегодня как раз и невелик. Впрочем, успех того или иного производителя будет зависеть в первую очередь от ценовой политики: пока об автомобиле дешевле $10 тыс. никто не заявлял.
В то же время нельзя списывать со счетов те марки, которые уже присутствуют на рынке и весьма успешно продаются. Еще пару лет назад звание “народного автомобиля” единодушно было присвоено модели Ford Focus российской сборки (в то время базовая версия стоила $9900 тыс., сегодня около $12 тыс.). Однако начиная с 2006 года машина перманентно оказывается недоступна – дефицит по-прежнему исчисляется месяцами вперед. Поэтому поистине “народным” Focus, на наш взгляд, пока считать нельзя. К счастью, в будущем Ford обещал делать больше автомобилей, чтобы хватало на всех.
Renault Logan (от $9500), активно соревнующемуся с вазовской “Калиной”, тоже вполне подошел бы статус “народной иномарки”. Но вот скромные объемы производства (60 тыс. в год) не позволяют Logan стать ближе к народу – АвтоВАЗ, к примеру, столько же автомобилей выпускает в месяц. Другое дело, что российский завод умудрился зарубить себе рынок и растерять покупателей, взвинтив цены. Поэтому сегодня люди предпочитают вставать в очередь за тем же Logan’ом, нежели свободно приобретать “Лады”.
Корейцы? Почему бы и нет. Ижевская Kia Spectra ($11,5) довольно активно продается, а новая Kia Rio (цена пока не определена) ижевской сборки, производство которой едва началось, со временем тоже может стать весьма популярной. Хорошие перспективы и у корейской линейки Chevrolet: Aveo и Lacetti. Сейчас их продажи сопровождаются большим дефицитом, но эта проблема будет решена: не зря General Motors наладила на калининградском “Автоторе” сначала сборку Aveo, а сейчас и Lacetti.
Пожалуй, одной из наиболее адекватных спросу моделей сегодня является Chevy Lanos (в России от $8900). На Украине машина крайне популярна, она была бы столь же популярна и в России, но дело осложняется тем, что поставки украинских Lanos’ов очень ограничены. “Зазовцы” не раз признавали, что с радостью увеличили бы поставки, и даже дали понять, что готовы свернуть производство вазовской “классики” на своих мощностях, чтобы освободить конвейер для производства Lanos. В конце концов украинцы предпочли наладить производство в России: в Нижнем Новгороде ЗАЗом совместно с корпорацией “Богдан” был заложен завод по производству Chevy Lanos.
Какой еще автомобиль можно выделить, чтобы он полностью устраивал среднестатистического россиянина и по цене, и по качеству? Дистрибьюторы Iran Khodro очень бы хотели пересадить всех россиян на своих “лошадок”, но, скорее всего, для этого придется еще немного поработать над имиджем. Впрочем, такая же проблема стоит и перед “китайцами”, которые полны решимости покорить российский рынок.
Ну а нам остается надеяться, что это время с толком постарается использовать и единственный российский автопроизводитель АвтоВАЗ. С тем чтобы создать новый автомобиль, который пока еще сохраняет шансы стать одним из будущих бестселлеров...
- Комментарии