«Весенняя распутица — 2009»

В пятницу вечером 17 апреля мне позвонили друзья. «Чем занимаешься в воскресенье?» — послышалось в трубке. Чем же еще заниматься в такой семейный праздник, как Пасха? Конечно, буду дорезать салаты, украшать куличи, принимать гостей… В общем, дел, казалось, невпроворот.

От друзей я узнала, что 19 апреля в Тверской области будет проходить финальный заезд трофи-рейда «Весенняя распутица» в категории «Триал». Водителям внедорожников в этот день предстояло испытание в умении ювелирно управлять автомобилем на крутых спусках и подъемах. Все это, конечно же, интересно и увлекательно, но дальняя дорога и угрюмая погода за окном заставляли меня усомниться в необходимости этой вылазки. Но все же, отбросив весеннюю хандру, согласилась поехать только из-за интереса к новому для меня виду спорта: ведь я никогда еще не бывала на подобном мероприятии. Поэтому, чтобы не казаться неосведомленной в глазах друзей, решаю поискать информацию о нем в Интернете.

Прежде всего надо было выяснить само понятие «трофи-рейд». И вот что мне удалось узнать: «Трофи-рейд — это соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных автомобилях (внедорожниках), специальных внедорожных мотоциклах, квадроциклах. Как правило, в трофи-рейдах, в отличие от автогонок, скорость прохождения маршрута не так важна — необходимо просто уложиться в зачетное время. Важнее успешно пройти все спецучастки и выполнить задания всех соревновательных этапов».

Потом решаю зайти на сайт организаторов этого мероприятия. По запросу нахожу джип-клуб «Лебедушка». Сначала это название показалось мне слишком уж нежным и ласковым для столь брутального полноприводного клуба, но оказалось, что происходит оно не от лебедя, а от лебедки — инструмента, в буквальном смысле вытягивающего джип (и его водителя) из любой передряги, грязи и ямы.

В рамках «Весенней распутицы», которая проходит ежегодно в середине апреля около д. Гришкино Калининского района Тверской области, проводятся также 1-й этап Открытого чемпионата Тверской области и 1-й этап Кубка Российской автомобильной федерации (РАФ) Тверской области по трофи-рейдам.

В этом году за чемпионский титул в различных категориях сражались более 150 экипажей из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Твери, Костромы и других городов России.

17 апреля был проведен этап ночного ориентирования, в котором участники преодолевали маршрут по легенде за минимальное время, проходя заданную последовательность контрольных пунктов, а 18-го — трофи-рейд в категориях «Стандарт», «Туризм», «Супертуризм», «Профи» и «ATV» (зачет для квадроциклов).

Что ж, я была заинтригована предстоящими событиями. Зарядив фотоаппарат, прикупив резиновые сапоги и съестные припасы на день, мы выехали по Ленинградскому шоссе на трофи-рейд «Весенняя распутица». У всех нас в машинах были распечатаны листы с четкими разъяснениями проезда в лагерь соревнований. Обычная картина, не правда ли? Но меня привлекло другое: помимо описания проезда со стороны Москвы и Санкт-Петербурга, указывались еще и координаты лагеря (56°43,330’N, 35°54,087’E). Было сразу видно: едем к настоящим профессионалам.

Еще при подъезде к лагерю по номерам автомобилей можно было понять, что здесь собрались зрители из Москвы, Питера, Твери и близлежащих регионов. Оказалось, что поболеть за спортсменов съехалось более тысячи поклонников экстремального автоспорта.

На протяжении всего участка соревнований, готовясь к заезду, выстроились в шеренгу автомобили участников, которые можно было рассмотреть поближе, сфотографировать этих «монстров бездорожья», поговорить с водителями, с их разрешения заглянуть под капот, да и вообще оглядеться и освоиться. Я, повинуясь стереотипам, ожидала увидеть серые, заляпанные грязью внедорожники. Действительно, большинство автомобилей были именно такого вида, что, конечно же, внушало трепет и уважение. Но по внешнему облику некоторых машин было видно, что их экипажи не лишены чувства юмора: чего стоил хотя бы внедорожник УАЗ, расписанный под тигра в оранжево-черной гамме и с номером «я ТИГРА яя». Или неизвестного мне года выпуска автомобиль ГАЗ с укороченной базой и веселенькой желто-синей раскраской. При взгляде на него невольно поднималось настроение, и я чуть было не забыла, что приехала на серьезные и тяжелые для всех участников соревнования. Что ж, одно дело — заявить о себе внешней атрибутикой и раскраской, а другое дело — показать себя на испытаниях.

Погуляв среди этих внедорожных силачей, мы и не заметили, как пролетело время, и все зрители потянулись к трассе. А я сразу и не не поняла, что на этом участке местности (ну никак у меня язык не поворачивается назвать его трассой!) будут соревноваться участники. Организаторы постарались в подборе местности для испытаний: крутой склон с растущими на нем березками, длинный ров с большим валуном, пнями и корягами. В задание каждого экипажа входили спуск и подъем на разных видах склонов, прохождение рва препятствий. При этом запрещались остановки, задний ход, выключение двигателя, прохождение ворот с касанием (сбиванием) вешки бортом автомобиля, посторонняя помощь, непрохождение или отказ от прохождения ворот — за все это начислялись штрафные очки.

В заезде участвовали 11 экипажей разных марок, размеров и технических особенностей. Всех их объединяли только полный привод, большой клиренс и вера в победу!

Скорости на маршруте трофи-рейда невысоки, поэтому основное внимание уделяется надежности техники. Иногда, конечно, техника подводила: ну не выдерживает железный конь такого яростного наплыва человеческих страстей! Дым из-под капота, поломки ходовой части неизбежны, а уж о внешнем виде кузова нет и речи. Даже судя по ощущениям зрителей, трофи-рейды — довольно опасный вид спорта, поэтому хорошо подготовленный, надежный автомобиль может стать не только условием выигрыша, но и сохранения жизни и здоровья спортсменов.

Каждый подъем и спуск автомобилей, каждое новое взятое препятствие сопровождались аплодисментами и криками поддержки из толпы зрителей. Драйв и неподдельный интерес к каждому участнику захватывали болельщиков все сильнее!

Интересно было наблюдать и за поведением каждого экипажа в заезде. Я заметила, что, как правило, штурман экипажа не сидит на месте рядом с водителем — он в буквальном смысле прокладывает дорогу для машины, находится в постоянном движении, разведывает обстановку, прикидывает дальнейший путь с учетом параметров автомобиля. В слаженной команде водитель не тронется с места, пока штурман не даст знать, где лучше всего проехать, с какой стороны обойти препятствие.

Также приводило в восторг умение экипажей держать ситуацию под контролем независимо от скорости и трудности прохождения спецучастка, владение всеми навыками экстремального вождения. Наверное, это и является одним из показателей настоящей дружбы, испытанием на выдержку и взаимопомощь. Поэтому в борьбе за обладание чемпионского титула в таких состязаниях важны не только технические особенности и оснащение автомобиля, но и, конечно же, опыт, профессионализм и умение работать в тандеме.

Вот такие мысли посещали меня при виде всех этих испытаний для участников. Но день под лозунгом «Весенняя распутица» подходил к концу, и уже в 16:30 были объявлены результаты в «Триале». Весь пьедестал почета заняли тверичи: первым по итогам двух попыток стал экипаж Владимира Казака и Владимира Кившара на УАЗе, вторыми стали Павел Смирнов и Павел Лихачев на Mitsubishi Pajero, а бронзу завоевал экипаж Андрея Полякова и Алексея Лапина на ГАЗ-69. Примерно в 5 часов вечера состоялось награждение победителей.

После довольно активного и насыщенного дня, рассаживаясь по своим машинам, мы с друзьями пообещали друг другу, что обязательно еще побываем на таких мероприятиях. И, повернув в сторону Москвы и выехав на заасфальтированную областную дорогу, мы все, хоть и с разными чувствами, подумали об одном и том же: «А вот и прямая ровная дорога… Асфальт…»



Комментарии


Сравнение комплектаций